XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
215
каменъ, на каторомъ Христосъ сидѣлъ и явися Марии Магдалыни.
А дворъ патриаршей придѣланъ к Великой церкви и къ тѣмъ цер-
квамъ - Иякова, брата Господня, и к Великой колоколницы. А что
трапеза была патриарша, и турки отняли да въ мечет претворили.
Въ Великомъ монастырѣ двѣ церкви, а въ которой служать
грѣки, и та царя Конъстанътина и матере его Елены, а въторая -
Святыя мученицы Феклы. А по лѣвую сторону великаго притвора
л. 200 об. церковь придѣлана близъ // Лобнаго мѣста, гдѣ ангелъ Господень
показа мѣсто Авраму возънести на жертву Богу и закълати сына
своего Исака.
И въ полуденномъ углѣ стоить церковь чюдна и высока велми,
по-еврейски зовется Ероя, а по-руски - Святая Святыхъ. Егда соз-
да святый градъ повѣлениемъ Салима, царя Июдейска, и совоку-
пиша имя церковное царскимъ именѣмъ, приложиша имя граду
тому Иерусалимъ. Соломон же ту церковь созда повѣлениемъ
ангела Господня. И егда прииде Господъ нашъ Исус Христос во свя-
л. 201. тый градъ Иерусалимъ, и рече на со//нмищи ко июдеомъ: "Разорю
церковь сию и треми денми воздвигну ю". Июдеи же не разумеша,
что имъ Господь рече: созданна бысть церковь сия 45 лѣтъ - и гне-
вашась на Христа жидове. Въ той же церкви приятъ Симеон
Христа на руки и глаголаше: "Нынѣ отпущаеши раба твоего, Влады-
ко" и протчая. Въ ту церковь въведѣние бысть Пресвятыя
Богородицы, въ той церкви питанна бысть от ангела хлѣбомъ нѣбес-
нымъ двоюнадесяти лѣтъ.
И на восточной странѣ къ Елеонской горѣ стоять врата
л. 201 об. желѣзныя старого града Ие//русалима, а тѣ врата не отворяютца
и доднесь. Въ тѣ врата Христос въехалъ на осляти во Иерусалим,
дѣти же еврейския ризы и вѣтви по пути постилаху. Ис тоя же
церкви изгна Господь торжниковъ, продающихъ овцы и голуби, и
дцки пѣняжъникомъ опровѣрже, и пѣнязи разсыпа. И рече имъ:
"Не творите дому Отца моего дому купленънаго, домъ бо мо-
литвѣ".
Да тут же, подле той церкви, стоит малая церковь муравлена,
а въ нѣй, сказывають, Мерило праведъное сотворено мудрымъ
л. 202. Соломономъ: въ скалу видятся // двѣ чаши великия желѣзныя на
желѣзныхъ цепяхъ; ходки бѣзъ мѣры, зѣло мало что положешъ,
а они и пойдуть - а посмотреть не пустять турки. Да сказывають,
тут же предъ церковию лежить камень широкъ и плоскъ, дикой.
Когда Христосъ приехалъ пред церковь на осляти и сталъ на том
камени, и камень позна своего создателя, растворися, что воск, и
стопы жрепцовы вообразишася въ камень; и тѣ же стопы знать и
до сего дня на камени. А церковь Святая Святыхъ, созданная