XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
213
л. 195 об. пука свѣчъ, да и вынесеть християномъ, християне от ево руки //
станутъ разбирать. Потомъ арьмяне пойдутъ въ прѣделъ Гроба
Господня да и возмуть огнь от греческаго кандила. Потомъ ста-
нуть кандила по всей Великой церкви зажигать. Такъ нынѣ-то бы-
ваеть. А кто намъ не хощеть вѣры яти, то всякъ собою отвѣдай:
немного живота, толка два года проходить, да двесте рублевъ на
путь возметь, да и полно тово - такъ самъ и будеть самовидецъ
всякому дѣлу.
А предъ враты Великия церкви плошедь зѣло велика, выслана
л. 196. каменѣмъ. И тутъ по вся утра выходять // с товары, разъбирают-
ца. А товаръ всякой бываеть для тово, что богомолцы по вся утра
приходят къ Великой церкви на поклонение и у Великой церкви
врата церковъная цѣлують. А продають чотъки, свѣчи, мыло
доброе и всякие товары, а турки своими товары; а торгу толко на
одинъ часъ, болѣ нѣтъ.
Да тут же, вышедъ изъ Великой церкви, на лѣвой странѣ,
придѣлано место къ стенѣ Великия церкви - место царицы
Елены, гдѣ она жидовъ судила; а то мѣсто высоко; а нынѣ тутъ пре-
л. 196 об. столъ латынъской, служать французы. // А то мѣсто прежде сего,
сказывають, было позлащено, а ныне позолоты не знать, слиняло,
нет ничево. А подле тово мѣста церковь малая придѣлана къ той
же Великой церкви къ стѣне - та церковь, гдѣ плакала Мария
Египецкая предъ образомъ Пресвятыя Богородицы. А къ патри-
яршему двору придѣлана церковь Иякова, брата Божия, а подъ ко-
локолнею - церковъ 40 мученикъ, яже в Севастии. И потомъ
поидохомъ во свою кѣлию и опочихомъ до утра.
И потомъ насъ позвали въ монастырь Святыя великомучени-
л. 197. цы // Екатерины на ея празникъ. Тут после литоргии позвали насъ
всѣхъ за трапезу хлѣба есть; и, евъши хлѣба, давали за трапезу по
червоному, по тарелю и по полутарелю. Потомъ стали звать во
обитѣль къ Савѣ Освященному, тамъ былъ митрополитъ
Иорданской. И грѣки ходили, а мы не пошли для ораповъ, за нужънымъ
проходомъ, а ходили на ево память. Потомъ пришол митрополитъ
от Савы Освященънаго и богомолцы.
Потомъ позвали всѣхъ богомолцовъ въ Николской мона-
л. 197 об. стырь. // А литоргию служилъ митрополит Иорданъской, арапъ; и
казанъя казалъ по-арапски; и языкъ арапъской зѣло грубъ. И тут
богомолцомъ давали по финъжалу горѣлки, да закуска была
изюмъ сухой, а трапезы не было; а брали по тому жъ, что въ
Екатериновъскомъ монастырѣ.
Α всѣхъ монастырей во Иерусалимѣ вънутрь града: 1 -
монастырь Великой; 2 - Въведѣние Пресвятыя Богородицы; 3 - Иоан-