XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
212
Тексты
л. 193. рокъ попустилъ, а въ день Ве//ликия суботы французы очистять
предѣлъ Гроба Господня и не служать, выдуть вонъ, грѣкамъ
отдодуть.
И обноситца та молва въ християнскихъ церквахъ, паче же въ
нашемъ, что будто огнь съ небеси нынѣ не сходить. И то неправо
говорять: аще бы огнь не сходилъ, то бы почто грѣкомъ отдавать?
А они люди убогия, а еретическия вѣры армяне, французы богати
зѣло. Они бы за такую добрую славу велми бы турку много дали
казны, кабы турокъ пропустилъ такую славу, что по ихъ вѣре
л. 193 об. огнь сходить, да нелъ//зя. Адинова турки понастырились такъ
зъдѣлать, да не удалось, такъ въпредъ ихъ не обмануть францы и
ормяне, боятца. И за то они, за неправою свою вѣру, турку дань
платять передъ грѣками въдвое. И грѣки всѣхъ вѣръ еретиче-
скихъ честнѣе у турокъ, для тово что какое дѣло турку до христи-
янъ, то прежде присылають къ грѣческому наместнику. Α тѣ уже:
армяне, францы, кофъти - къ грѣческому намеснику сходятца.
Чемъ пашу подарить, такъ какъ грѣческой намѣсникъ придума-
л. 194. еть, такъ и будетъ. И турокъ ево во всем // слушаеть, а тѣхъ на
советъ не завѣть. Такъ потому турки, хошъ босурманы, однако
знають, что ихъ вѣра лутчи.
А что говорять, нынѣ-де огнь с небѣси не сходить, такъ всякъ
разсуди правовѣрны: естьли бы такъ было, то бы уже Великая
церковь часу не могла стоять; а то туракъ боитца, что знамение
бываеть, такъ за то уступает. Тово ради турокъ по вся годы нази-
раеть и огнь въ Великой церкви от Великаго четвертка погоша-
етъ. А тово и смотрить, чтобъ которого году не зшолъ огнь с
л. 194 об. небѣси, такъ онъ тово ча//су Великую церковъ разорилъ. А что
себѣ турокъ по вся годы такия труды даетъ и мучитца? Погашаеть
огнь въ Великой церкви по всемъ кандилам и въ домѣхъ у всѣхъ
християнъ-то смотрить, корпить да Великия суботы, все назираетъ:
таки ли правда християнская, нѣ лъгут ли?
Α нынѣ тако бываетъ сшествие огню. Въ день Великия
суботы грѣческой митрополит со християны възявъ святая иконы
часу въ 9-мъ дни и поидуть кругъ Гроба Господня. И когъда обой-
л. 195. дуть трижды около предѣла, тогда турчинъ // отпечатаетъ
предѣлъ Гроба Господня и посмотрить на канъдила грѣческое.
Будеть естъ огнь, такъ онъ скажеть митрополиту, а какъ нѣтъ,
такъ скажетъ "нѣтъ". И тако грѣки великим воплѣмъ кричать
"Кири елейсон!" на многъ часъ, а турчинъ поноровя да еще
посмотрить. И когда увидить турчинъ огнь, такъ и скажеть
митрополиту. Тогда митрополитъ возъме съвѣчъ вѣликия пуки во обѣ руки,
да и пойдеть въ прѣделъ Гъроба Господня, да и зажъжеть оба