XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
211
де вѣре огнь с небеси сошелъ"." И турчинъ облакомилъся на
гроши, и оболстился на болшую дачю, да грѣкъ и выслалъ вонъ исъ
церкви. Потомъ турчинъ отперъ церковь и пустилъ армянъ въ
день Великия соботы. И митрополитъ грѣческой со християны
стоять у столпа, у мѣста царицы Елены, гдѣ она жидовъ судила, а
то мѣсто внѣ церкви. И митрополитъ сътоялъ въ Великой церкви
у того столпа, и плакалъ, и Богу молился. А ормяне въ Великой
л. 191. церкви въ тѣ поры по своей про//клятой вѣре кудосили, и со
кресты около предѣла Гроба Господня ходили, и кричали: "Кири
елейсон!" - и ничто же бысть.
И какъ будет часъ 11, и сниде огнь съ небеси на предѣлъ
Гроба Господня, и поигра, яко солнце къ водѣ блескаяся, пойде ко вра-
томъ Великия церкви, а не въ предѣлъ Гроба Господня. И тако не
во врата пойде, но въ целое мѣсто сквозь стѣну - столпъ каменъ-
ной и разсѣдеся. И выде огнь изъ церкви пред всѣм народомъ; а
столпъ трѣснулъ, что громъ великимъ шумомъ загрѣмелъ. Тогда
л. 191 об. въвесь народ изъ церкви выбегоша на тот позор, // смотрѣть тако-
ваго чюда, гдѣ огнь пойдеть, и смотреша. И огнь пошелъ по
мосту, что внѣ церкви слано камънемъ, и дошедъ до того мѣста,
къгдѣ митрополитъ стоить со християны и на коемъ столпѣ
стоить кондило с масломъ древянымъ безъ огня, толко фетиль плава-
еть. И пришедъ огнь къ столпу, и опалилъ весь столпъ, потомъ
загорѣся грѣческое канъдило.
И когда турчинъ увидѣлъ такое чюдо, и въ тѣ поры турчин
сидѣлъ у Великой церкви у великихъ вратъ, кой дань зъбираеть на
л. 192. турка, - и видѣлъ турчинъ такое чюдо, закричалъ великим // гла-
сомъ: "Великъ Богъ християнъски! Хошу быть християниномъ!"
Тогда турки, ухватя, стали ево мучить. И по многомъ мучении,
видя его непокоряющася, потомъ склаша великой огнъ противу
тово столпа, гдѣ кандило с масломъ загорѣлася, и ту ево спалиша.
А когда онъ во огни стоялъ на коемъ камени, и на томъ камени
стопы ево всѣ вообразишася, что въ воску. И тотъ камень и
доднесь въ томъ мѣсте лежить. А столъпы оба стоять на показание:
л. 192 об. тотъ, что у вратъ, съ разсѣдиною; и тотъ, что у царицына мѣста, //
чоренъ весь, дымомъ от огня опаленъ».
Α несѣтца про ето чюдо, и от тоя поры уже огнь въявѣ не
сходить на Гробъ Господень, но толко кандило грѣческое загараетца,
а иныхъ вѣръ еретическихъ кандила не загораютца. Токово чюдо
Богъ показалъ надъ босурманы и надъ еретиками! От тоя поры
уже турки день Великия суботы никоихъ вѣръ у Гроба Господня
не дають служить, кромѣ грековъ. Французы, хошъ въласть
имѣють у Гроба Господня, во весь годъ литургисають - и имъ ту-