XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
210
Тексты
У грѣкъ всеношныхъ не бываеть, толко на вечѣрни на литии
5 хлѣбовъ ставять: великия хлѣбы, да тонъки. А въ верхней
хлѣбъ поставить 3 свѣчи, въватъкнеть въ хлѣбъ, а отпѣвъ
вечерню, разламають хлѣбъ да и раздають. И после утрени стали пѣть
литоргию. Α посълѣ литоргии попы грѣческия и митрополитъ об-
леклися во своя священныя одежды во олтарѣ, и възяша хоругви,
и часть древа животворящаго, и иконы, и мощи святыхъ въ ковъ-
л. 188 об. чегахъ, - и ковчеговъ будет // до 20, а ковчеги серѣбреныя, а иныя
хрусталныя, - и тако поидоша во всѣ врата из олтаря, и приидоша
къ предѣлу Гроба Господня. А за митрополитомъ - попы и
старцы, потомъ грѣки, християне. Α наперѣдъ пошъледъ
митрополитъ турокъ зъ батожъемъ очищать дорогу, не даеть мотатца
лишнимъ и иныхъ вѣръ еретическихъ. Зѣло управно, подобно что
у насъ на Москвѣ въ ходы ходять, такъ служивыя наперѣдъ идуть,
дорогу очищают. Так-то и турки тѣм же подобиемъ и всякое безъ-
л. 189 чиние у//нимають. Естли бы не такъ, то бы содомъ былъ въ
церкви Великой и уголовъшина бы была, а то иныхъ вѣръ ни блиско
ни припускають. Да так-то турокъ всякой вѣре разрядъ чинить,
когда свой празникъ, кой они празнують. Мы же зело подивихом-
ся. И тако митрополитъ всѣмъ соборомъ с християны опшедъ
кругомъ предѣла Гроба Господня со кресты да и пошелъ въ
предѣлъ Гроба Господня. И поклонися Гробу Господню, и вы-
шелъ вон; потомъ грѣки и мы с ними; потомъ разныхъ вѣръ ере-
л. 189 об. тическихъ. Потомъ поидоша въ // церковь Воскресения Христова
и отпусътиша литоргию. Потомъ пришли турки и отперли
Великую церковь, и поидохомъ вонъ изъ Великия церкви всѣ грѣки и
въсехъ вѣръ еретическихъ. Потом турокъ заперъ Великую
церковь и запечаталъ.
А у тѣхъ вратъ по обѣ стороны стоять 11 столпов: 8 мрамор-
ныхъ да 3 асъпидъныхъ. И, какъ вышедъ изъ церкви, на правой
рукѣ другой състолпъ от вратъ церковныхъ. И на томъ столпѣ
язва великая разъсѣлася, болши аршина вышины, подобна тому
л. 190. какъ громмомъ дерево объдереть. А сказы//вають, что ис тово
столпа въ Великую суботу вышелъ огнь изъ церкви тѣмъ стол-
помъ, такъ он от тово разсѣлся.
Мы же про тотъ столпъ у грекъ спрашивали, так они намъ
сказывали: «Надъ етемъ-де столпомъ бысть знамение великое, 24
рока тому уже-де прошло. Пришли-де армяне къ паши да и говорять
такъ, что: "Грѣческая-де вера неправая. Огнь-де сходить не по ихъ
вѣре, но по нашей. Возъми-де у насъ сто червонныхъ, да чтобъ де
намъ службу пѣть въ Великую суботу. Α грѣкъ-де вышъли вонъ
л. 190 об. изъ церкви, чтобы дѣ // они тутъ не были, а то скажут: "По нашей-