XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
21
стырь. И ту сподобихомся мы чюдотворной образ Пресвятыя
Богородицы лобзати и мощи святыя Иулиании^княжны*; рука у
нея2 десная вся перстнями унизана - чюдо, что у живой рука та!
В Печерскомъ монастыре церковь зело пречюдна, строения3
короля Жигимонта* на том же месте, на старом основании; а в
церкви стенное писмо: всѣ князья руские написаны. Да тут же виде-
хом: в той же церквии4 у правого5 столпа изваян ис камяни6 князь
Костентин7 Острожски8*, лежит на боку в латах, изоброженъ9
какъ будто живой. Ныне кругъ монастыря ограду делают камен-
л. 19. ную // великую да делают же пол ату друкарную, где1 книги
печатают*. Около монастыря зело слабода2 велика и садов множество,
торгъ у них около монастыря свой.
И потом стали молитися Пресвятей Богородицы. И помолив-
шеся Пресвятей Богородице3 и преподобным отцем Антонию и
Феодосию, и прочим преподобным отцем поклонилися. И тако
изыдохом из монастыря, и пошли вспять во град Киев. И начали
мы убиратися к походу своему: денги обменили4, телегу купили.
А наши товарыщи греки превезлися чрез Днепръ в Киевъ, так они
на том боку жили двои сутки: погода им5 не пустила перевестися.
И товарыщи наши такъже изготовилися, совсем убравшися. Тут у
нас от нашей братии из артели един брат не похотел итти с нами
во Иеросалим за немощию и за плотскими6 недостатками. И я к
воеводе с ним ходил, взявши указ, да и отпустил его назад к Москве
восвояси. //
л. 19 об. И февраля въ 3 день пошли ис Киева в Лядскую1 землю* и Во-
ложскую рано, на первом часу дни. И едва на киевския2 горы с
великим трудом възъехали3, нужда была велика: грязна4 вельми5
земля, иловата; все двойкою взъезжали6. И когда мы на горы
киевские7 взъехали8, тогда мы з братом нашим Андреяном простилися,
и поклонилися другъ другу до земли - и тако разсталися9. И
послали с ним поклон братиям нашим, всем правоверющим10, а сами
пошли в путь свой. И бысть радостно и плачевно: радостно, яко к
таковому месту поидохом, печално же, яко пустихомся в чюжую
землю, паче же в бусуръманскую11. А сами рекохом: "Буди воля
Господня и Пресвятыя Богородицы!" И призвав всех святыхъ на
помощъ, и тако поидохом в путь свой.
Того же дни минули городок, именем Белогородской12*, на пра-
л. 20. вой руки в стороне, с полверсты от дороги. На дороге коло // на
дереве высоко, тут купецкия люди плотят мыто*. А та Белогородка
монастырская, Софейского монастыря*, такъ на моностырь мыто
збирают. И тово дни начевали мы на бору, в лесе склали1 огнь
великъ. И утре рано пошли, и, отыдохом, тот весь день шли, не