XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
209
ши, в однихъ чулкахъ. И у того мѣста сидить старецъ со свѣчами
неотходно. А служать на том мѣсте грѣки. А от Лобнаго мѣста
въправо, якобы саженя два, лежить камень круглой, въдѣланъ въ
помостъ; и на томъ камени снятие было Господня тѣла со креста;
а тутъ служать фъранцузы.
А сшедъ с лѣствицы, налѣво под горою святыя Голгофы
стоить церковь каменная. А въ ней на выходе по обѣ стороны стоять
л. 186 два гроба царския; // а какия были цари, никто не знаеть. И мы
спрашивали у гърѣкъ, и они не знають: иной скажеть: "Грѣчес-
кихъ царей", а иной скажеть: "Латынскихъ царей" - а подпись на
нихъ латынская. Α тѣ гробы зъдѣланы зѣло хитро, мнитца, не
гробы - такое-то чюдо, а нѣ вемъ что, Богъ вѣсть. А не цалують
ихъ, толко спинами трутца об нихъ; а не вѣмъ, чево ради.
А за тѣ гробы пошедъ мало, въ той же церкви направо - гробъ
царя Мелхиседѣка. Да въ той же церкви, от того гроба 3 ступни,
л. 186 об. есть щель въ гору Голгофу. Егда пришедъ единъ от воин // и видѣ
Христа, уже умерша, и копиемъ ему ребра прободе. И изыде кровь
и вода, и кануша кровь на Голгофу - и ту разсѣдеся гора каменная
от крови Господни. И истече кровь на глову Адамову: бе бо глава
Адамова въ той горѣ - и то мѣсто завѣтца Лобное, сирѣчъ Кра-
ниево. И та разсѣлина знать и до сего дни. Α гдѣ глава Адамова
лежала, и то мѣсто решоткою желѣзъною задълано, чтобъ не
ломали то мѣсто каменя. Α мѣсто невѣлико; и глава Адамова, по то-
л. 187. му мѣсту знать, невелика была, кабы нынѣшъ//нихъ людей. А на
горѣ Голгофѣ престолъ грѣческой да 2 франъцужския. На той же
горѣ от Лобнаго мѣста къ полудни итъти 10 ступней ножныхъ, и
тутъ то мѣсто, идеже Авраамъ на жертву принесе сына своего
Исаака.
А церковь великая Воскресения Христова грѣческия вѣры,
гдѣ служивалъ патриярхъ грѣческой. Α нынѣ патриярха нѣтъ во
Иерусалимѣ, но живеть въ Едъринѣполѣ при самомъ салтанѣ.
А во Иерусалимѣ на ево местѣ намѣсникъ да 4 митрополита по-
л. 187 об. перѣменно живуть: 1. Кесарийской; 2. Лидъской; 3. // Птоло-
мандъцкой и Назаредъской; 4. Изъиорданъской. И тѣ
митрополиты живуть во Иерусалиме, а служать по перѣменамъ, а въ епархи-
яхъ своихъ мало живутъ от насилия турковъ и ораповъ. А
Великая церковь, основания царя Конъстантина и матере его Елены,
ограждена кругомъ на двѣ стѣны. И тутъ мы ту нощь всю ходи-
хомъ по Великой церкви, и смотрихомъ, и святымъ мѣстамъ кла-
нехомъся, и лобзахомъ, и дивихомся зданию церковному и кра-
сотѣ тоя церкви, како всѣ страсти Христовы внутрь тоя Великия
л. 188. це//ръкви ограждены.