XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
207
лою, а гробовъ нѣт, толко ямы. Мы же тѣ гробы цѣловахомъ и
землю брахомъ, а земля красна видом.
И тако поидохомъ до церкви Воскресѣния Христова 12 сту-
пенѣй. А въ той церкви служать грѣки. А длина той церкви -
л. 181. 20 ступней, // а поперѣкъ - 10 ступенѣй. Посредѣ же той церкви
Пупъ земли, покрытъ каменѣмъ, а руками человѣческими не
дѣланъ, но зделанъ Божиимъ повелѣниемъ. А от Пупа земнаго
4 ступени въ той же церкви естъ мѣсто, ограждено каменѣмъ
народа ради, вышина повыше человѣка. Α посредѣ той ограды про-
пасть-щѣль, какъ мошно человѣку пролѣсть. А как въ нѣе по-
смотришъ, такъ темно, а глубины Богъ вѣсть. И мы про ту
пропасть спрашивали, и грѣки сказали: "Богъ-де знаеть, что ето
л. 181об. за щелъ, // мы же и сами не знаемъ, уже ис памяти вышло, такъ
никто не знаеть". А в той церкви иконное писмо московское
все - царское подание нашихъ государей, а писание верховыхъ
мастеровъ.
И тако намъ ходившимъ въ церкви, и начаша греки въ доску
бить въ церкви къ вечерни. Потомъ стали вечерню пѣть, а
митрополит Птоломанской стоялъ на мѣсте. И, отпѣвъ вечерню, по-
зъвали всѣхъ християнъ грѣческой вѣры на Голгофу уженать за
трапѣзу; и тутъ трапеза была всѣмъ доволна: и брашъномъ, и ви-
л. 182. номъ. Потомъ попъ // Дорофѣй пошелъ з блюдомъ, а старецъ с
тетратью, да брали так же: с нарочитыхъ по 8, по 6 и по 5 червон-
ныхъ, а с нискихъ - по 5 тарелѣй. А после трапезы начахомъ
опять ходити по церкви и по святымъ мѣстамъ. И хождахомъ по
церкви - утѣшъно сил но гулять, ненасытная радость!
И увидили французы, что грѣки вышли изъ-за трапезы, и
велѣлъ францужской намѣсникъ заиграть въ своя арьганы для бо-
гомолъцовъ гречесъкихъ. И когда въ тѣ арганы заиграли франъ-
л. 182 об. цузы, тогда не могли кто удержатися, чтобъ тѣхъ оръ//гановъ не
слушать. Зѣло у собакъ льстиво и сладко играють! И тѣм играни-
емъ многихъ во Иерусалимѣ отвратили от греческия вѣры къ
себѣ въ папежскую вѣру. Тшателны сабаки, многими дарами
дарять, денги дають и платье - многихъ обольстили.
Мы же ту нощь всю не спахомъ от радости, ходихомъ по
святымъ мѣсътамъ и мѣрихомъ Великую церковь мѣсто от мѣста.
А из той церкви Воскресения Христова и ходихомъ на лѣствицу на
Лобное мѣсто. И от тово мѣста 20 ступней стоить престолъ,
л. 183. идѣже жидове на Господа терновъ // вѣнецъ плели; тутъ служать
грѣки. И от того мѣста 10 ступъней стоить престолъ, гдѣ раздѣли-
ша воини жидовъския ризы Господни; тутъ служать грѣки же.
И от того мѣста 4 ступни - гдѣ воины жидовъския меташа жребия