XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
206
Тексты
подножие прибуравлено. А длина Гробу Господню 9 пядей, а по-
л. 178 об. перѣчены - 5 педѣй. А надъ Гробомъ Господнимъ горять 47 //
кандилъ с масломъ древянымъ, а горять день и нощъ. А в тѣ кан-
дила масло наливають и досматривають старцы гробныя разныхъ
вѣръ еретическихъ. И всякой старецъ въ свои кандила масло
льешь. А будеть видить: въ чюжихъ кандилахъ масло дагоряеть -
такъ ударить въ колоколецъ; такъ пришедъ да и нальеть масла.
А колоколцы от земъли приведѣны во въсякую кѣлию, гдѣ кои
живуть.
А писано въ Корабейномъ странъникѣ, что де етотъ гробъ
здѣлала царица Елена надъ тѣмъ подлинымъ Гробом Господ-
л. 179. нимъ. // А ход-де к нему подъ землею, и нынѣ грѣки въходъ
забили, и ис памяти у нихъ вышло. А етотъ Гъробъ Господень здѣланъ
от мрамора бѣлаго, и покрыть цкою мраморъною жъ, и запеча-
танъ седъмию печатми свинъчатами. Α нынѣ тѣ печати чють
знать, уже стерлися; а печатаны насквозь: цъска вѣрчена да такъ
и заливаны. А на сцкѣ на Гробѣ Господни на верху язва поперѣкъ
разъсѣлася, толко не насквозь, да другой стороны разсѣлина не
дошла. И поклонившися Гробу Господню, и тако изыдохомъ ис
л. 179 об. прѣдела, и смотрихомъ по це//ръкви всюду, и дивихомся зданию
церковному.
А у церкви над Гробом Господнимъ верхъ разъбитъ, турки
разъбили, а здѣлать не дадуть. А дира та покрыта сѣткою медною,
чтобы птицы не лѣтали. Α предѣлъ надъ Гробомъ Господнимъ
обитъ цъсками мраморными, а инъдѣ уже цски и вывалилися.
А Великая церковь была подъписана мусиею, зѣло было узороч-
но, а нынѣ вся полиняла и не въ призорѣ, а се турки починить не
дадуть. А Великой церкви длина - 140 ступъней. Да тут же мы сто-
л. 180. яхом, и съмотрихомъ на верхъ церкви, // и видѣхомъ: на стѣнахъ
церковъныхъ кресты изображены въ камени Великия церкве на
заподной, на полуношной и на полуденъной. А подобиемъ таковы:
въ срединѣ троечастной и что у нас на Успѣнскомъ соборѣ, а по
сторонамъ четвероконѣчныя; а подпись и но троечастномъ, и на
четвероконечномъ - "Исус Христос Ника". Α дѣлала тѣ кресты
царица Елена с подлинънаго Креста Христова. А троечастной
Крестъ Христовъ с возглавиемъ, а подобие таково, якоже сии об-
расцы свидѣтелъствують. А верхъ надъ Гробомъ Господьнимъ
л. 180 об. аки теремокъ, что ябъ//локо кругло. А на Гробѣ Господни слу-
жать французы-папежцы. А въходъ ко Гробу Господню никому не
возъбраненъ, всѣхъ вѣръ ходять. А за предѣломъ Гроба
Господня къ стѣне придѣланъ предѣлъ: тутъ служать кофти, а за ними
хабежи. Тутъ гробъ Иосифа и Никодима выбита въ стѣну моги-