XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
205
И от того камени поидохомъ налево къ заподной странѣ.
Среди Великия церкви стоить теремокъ-предѣлъ, а въ немъ Гробъ
Господень. Α предѣлъ, аки церковь, надвое перегороженъ. А какъ
въ предѣл въ первой войдешъ, тут лежить камень, егоже анггелъ
Господень отвалилъ от дверей Гроба Господня. И тотъ камень
собою невѣликъ, кабы пудъ въ 15, а утверженъ въ помостъ, а онъ
л. 176 об. собою круголъ, что стулъ. А зъ//нать, онъ преже сего бывалъ ве-
ликъ, да възятия турскова брали ево християне на благословение,
а нынѣ турки не дають. А камень красен, что кремѣнь. А над нимъ
горять 4 кандила разныхъ вѣръ с масломъ деревяннымъ. Мы же,
грешнии, тотъ камень целовахомъ.
И тако поидохомъ ко Гробу Господню въ другой предѣлъ.
А входъ ко Гробу Господню зѣло нуженъ: двери ниски да уски -
все нагнувши и по=дному человѣку, а двое в рядъ не разойдутся.
А въходять человѣкъ по 5 и по шти, а болши нелзя; покълонитца
л. 177. да и выдуть, а иныя поидуть. Нуженъ зѣло въходъ да // и медленъ,
нескора выходять оттудова, для тово радостьно велъми. Такъ
кому-то хочетца съкоро вытить? Уже насмотритъца довали тако-
ваго дара да и выдеть. Хошъ шумять, хошъ кричать, не гле-
дять тово.
И когда мы вънидохомъ ко Гробу Господню и увидѣхомъ,
тогда радости исполнися сердце наше; и забыхомъ скорбъ нашу,
бывшую намъ на пути, и, падше, поклонихомся Гробу Господню.
Тогда от=акой радости не могохомъ от слез удержатися, и от очию
слезы испускахомъ, а Гробъ Господень лобызахомъ, а сами рѣко-
л. 177 об. хомъ: "Слава // тебѣ, Господи! Слава тебѣ, святый, яко сподобилъ
еси насъ, грѣшныхъ, видѣти гробъ твой пречистый и лобзати! Что
воздамъ тебѣ, Владыко святый, како меня, недостойнного,
допусти со грѣхи моими окоянъными гробъ твой пречистый видѣти?!"
И дивихомся человѣколюбию Божию, како от многъ лѣтъ
желаемое получихомъ: прежде слышаниемъ и прочитаниемъ истории,
нынѣ же Богъ сподобилъ самимъ видѣти. И тако воздахомъ
хвалу Богу и Пречистой Богоматери.
И стояхомъ тутъ, и смотрихомъ, како прихождаху тутъ ко
л. 178. Гробу Господню на поклонение от разныхъ вѣръ // еретическихъ.
И видѣхомъ армянъ и ормянскихъ жонъ. Зѣло много грѣшнику
во удивление, удивили меня зѣло: какъ над Гробомъ Господнимъ
они плачуть, такъ слезъ лужи стоять на дкѣ гробной; а иную бабу-
ту насилу прочь оттощать от Гроба Господня. Дивное чюдо! Хоша
еретическая у нихъ вѣра, мы же подивихомся таковому усердию.
А Гробъ Господень придѣланъ къ стѣне, предѣланъ къ полу-
ношной стенѣ, а полуденная - та страна свободна; возглавие и