XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
203
Потомъ на вечеръ стали нам всѣмъ возвѣщать, чтобы были
готовы итить въ Великую церковь, мы же начата готовитися. И
пришли всѣ богомолцы къ Великой церкви, и стали всѣхъ вѣръ
сходитца. Потомъ сошлися всѣ, и стояхомъ у Вѣликой церкви, и
ждахомъ пашу турецкова. Потомъ пришолъ паша, ему же турки
л. 174. послаша // кавры, и сѣлъ паша у вратъ церковныхъ. Потомъ при-
идоша к нему толмача всѣхъ вѣръ и сташа подле ево. Потомъ
турчинъ принесъ лѣсницу, и пърислонилъ ко вратомъ церковъ-
нымъ, и, въслѣзши, отпечаталъ, потомъ отперъ. Потомъ прииде
митрополитъ грѣческой со хъристияны-грѣки и сташа у вратъ
церковныхъ. Потомъ пришли и еретическихъ вѣръ: арьмяне,
французы и прочихъ ересѣй - и стали у вратъ церковъныхъ всѣ.
Потомъ.турчинъ сталъ брати со всякого человека по 3 черво-
л. 174 об. ныхъ, а сь еретических // вѣръ по 6 червоныхъ, да и печатки да-
валъ всякому человѣку. Потомъ стали въ церковъ пускать не
всѣми дверми, но половину отворилъ турчинъ, чтобъ иныя такъ
не шли, а пропущалъ по человѣку да по два да досматревалъ пе-
чатакъ. У ково есть печатка, так-то и пустилъ тово, а у ково
нѣтъ, тово и не пустить.
Описание великия церкви Воскресения Христова
Во градѣ Иерусалимѣ въ полуношномъ углѣ стоить церковь
великая Воскресение Христово. А въ ней врата двои: на полдни
л. 175. одни // отворяютца, а другия закладены каменемъ. И какъ
митрополитъ со християны и мы, гърѣшнии, с ними же вошли, и тутъ,
немного пошедъ, яко съ сажень 5, л ежить камень противу вратъ
церковныхъ от мрамору бѣлого, огражден рѣшеткою мѣдною.
С того камени положенъ бысть Христосъ во гробъ Иосифомъ и
Никодимомъ; и на томъ камени Христа въ плащеницу объвивали.
И тотъ камень митрополитъ и все християне цѣловали; потом и
л. 175 об. иныхъ вѣръ. А надъ тѣмъ каменѣмъ горять восмъ кандилъ // с
масломъ древяннымъ от разных вѣръ. А сказывають про тотъ
камень, что подлинной былъ не мраморной, но простой бѣлой.
А тотъ-де камень турокъ на фъранцузовъ възялъ скарбу великую
червоныхъ, и на томъ-де мѣсте положили въмѣсто тово сей
камень мраморной, что нынѣ всѣми видимъ. А кандила натъ тѣмъ
каменемъ полажила царица Елена, а подлино-де камень
разобрали християне на благословение. И о семъ камени вѣдомости подъ-
линой нѣтъ, где тотъ камень девался: тут ли, гдѣ царица Елена его
л. 176. въ той церкви // скрыла, или гдѣ онъ - Богъ весть. А что говорять,
фрязи его украли, и сему, что будеть, неймѣтца вѣры украсть.