XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
202
Тексты
а нынѣ - жертва дияволу тутъ приноситца. Да ушъ-та Богу такъ
изъволившу? А все то за наши грѣхи такъ Богу попустившу босур-
маном владѣть святыми мѣсты.
И тако мы смотрихомъ с монастырской ограды во юдоль
Плачевную: круто зѣло. И тут видѣхомъ араповъ: таскаютца по
л. 171 об. юдоли Плачевной, а сами, подъшедши подъ ограду //
монастырскую, кричать з долу, просять хлѣба. И старцы Савина
монастыря с ограды кидають имъ, что сабакамъ, помалу хлѣба. Инъ кой
наперѣдъ подъфатить да и побредѣть вь юдолъ; а иныя
клѣчетѣють, гледят квѣрху да дожидаютца, чтобы еще бросили.
Такъ другому кинутъ, да кто-тъ такъже побредѣть. Да так-то
старцы по вся дъни с ними мучатца. А за монастыръ вытить не-
лзя - ограбять. А съ верху монастыря старцы не вѣлят гледѣть
л. 172. на нихъ, собакъ: какъ дѣ увидять, так де не отобъ//ешися от
нихъ, что от собакъ. И гулявши по монастырю, позваша насъ за
трапезу, и търапеза зѣло была даволна. И тутъ Дарофѣй-попъ
бралъ по-прежнему, какъ и въ прежьнихъ мѣстахъ, да на игумна
бралъ по тарелю с человѣка. И тутъ мы начевахомъ; и утре
подънесли по финжалу араки, да и пошли из монастыря во
Иерусалим.
И какъ мы вышли за ограду монастырскую, тутъ на другой
стъранѣ стоить столпъ каменой высокой, а на немъ стоить затвор-
л. 172 об. никъ весь наружи, на веръху столпа, поджемши руки, // въ кла-
буку. А греки ходили к нему на поклонъ и прощенье от него
просили. И я спросилъ тут у старца: "Чтомь ето у васъ за диво и
святость?" Такъ онъ расмѣялся: "Етотъ-де столпник на часъ.
Какъ-де богомолцы сойдуть из монастыря, а ево-де за ними вѣтръ
здуеть доловъ". Мы же подивилися тому сътолпнику да и пошли.
Такия-та у грѣкъ столпники объманшики! А идохомъ ко
Иерусалиму не юдолью, но горами, высоки горы зѣло. И отошли версты
л. 173. за три, стоить село арапское, а прежде сего быва//ла обителъ
Феодосия Великого. Нынѣ толко церковь одна, и въ той арапы коней
запирають. И поидохомъ во Иерусалимъ.
И пребыхомъ до Ведѣния Пресвятыя Богородицы. И на праз-
никъ Ведения Пресвятыя Богородицы звали всѣхъ богомолцовъ
въ монастырь, а тотъ монастырь девичей, а живуть старицы.
И былъ у вечерни митрополитъ Птоломандъской, а обѣдню
самъ служилъ и поучение челъ. После обѣдни посадили всѣхъ бо-
л. 173 об. гомолцовъ въ полату и давали всякому человѣку по финжалу //
раки да по другомъ винца церковнова, а брали съ человѣка по черъ-
вонъному, по тарелю и по полутарелю. И тако поидохомъ по
своимъ мѣстамъ.