XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
201
морю, кажетца, версты двѣ, да межъ горъ куликовата юдолью.
А пойтить к нѣму нѣлзя от арапъ. А то море животнаго в себѣ
ничего не держить, а воды пить нѣлзя: горка и солона - и всякое
животное в себѣ уморяет. А то море нѣвелико, что озеро, уско да
длинъно, а ходу, сказывають, кругъ ево всево пять дней.
А когда мы пришли въ монастырь, тогда насъ игумен въвелъ
въ церковь. Тутъ нам вынесли крестъ, здѣланъ от части животво-
л. 169. рящего древа. // Мы же, грѣшнии, цѣловахомъ тотъ крестъ.
Потомъ повели насъ на гробъ святаго Савы: среди монастыря
здѣланъ голубецъ каменъной, покровъ черной, на покровѣ
крестъ вышитъ. Мы же, грѣшнии, гробъ его лобызахомъ. А
мощи его гдѣ, про то Богъ вѣсть. Потомъ нам въ церкви вынесли
3 главы,.Ксенефонта и сыновъ его Аркадия и Иоанна; тако мы,
гърѣшнии, тѣ главы лобызахомъ.
Потомъ повели насъ въ пещеру, тутъ зѣло костей много, въ
л. 169 об. той пещере. Мы же вопросихомъ: "Что ето за мощи?" // И старцы
намъ сказали: "Ете-де мощи новыхъ мученикъ. Когда-де турокъ
възялъ Иерусалим, тогда солтану турецкому съказали, что есть
тутъ монастырь, калугеры 5000, и они-де лихи, собравшися, при-
шедъ-де, опять возмуть Иерусалимъ. Такъ турецкой салтанъ по-
слалъ пашу въ монастырь Святаго Савы, велѣлъ изъбить. И
турки, пришедъ, стали убивать отецъ, изъ пещеръ таскать вонъ да
главы отсѣкать. Отцы же, видѣвше суровство звѣрское от турокъ,
л. 170. не сташа противитися и начаша своя главы // под мечъ клонити.
И побиша их турки 8000. И видя паша турецъкой, что калугеры не
противятъся имъ, посла вѣдомость къ турецкому салтану, что
старъцы ни в чемъ не противятца. Царь же умилися, послалъ
писание, велѣлъ предстать убивати, а ихъ свободити: куда хочють,
идуть, а тут бы не жили. И тако паща возъвратилъся во
Иерусалимъ, а отцы собъравшеся, и мощи изъбиенных собрали, да въ той
пещерѣ положили, а сами пошли до Афонския горы и тамо водво-
л. 170 об. ришася". Α нынѣ въ тѣхъ пеще//рахъ живуть арапы; зѣло много
пещеръ надь юдолью Плачевною. Нам же старцы приказывали,
чтобы от тѣхъ мощей не брали ничего. Мы же зѣло того опоса-
лись, тѣхъ мощей брать. Старцы сказовали: "Естъли де кто во-
зъметь, а когда приидеть на море, так-же де кораблъ с тѣми
мощами на мори не пойдеть. И турки-де стануть обыскивать, а когда у
ково найдуть, такъ-де тово человѣка со всѣмъ въ море и кинуть".
Мы же хождахомъ по верху монастыря и удивляхомся таково-
л. 171. му зданию, паче же пещерамъ, гдѣ отцы // жили, а тепѣрва по
тѣмъ верьтепамъ живуть босурманы. Преже сего принашивалась
Богу жертва, а нынѣ Могамету; нѣкогда постъ, молитва, сълезы,