XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
200
Тексты
20 вѣрстъ. Бѣда, су, со арапоми, нигдѣ от нихъ уходу нѣтъ, вѣздѣ
насилуют, силно на кони сажають!
И шли мы юдолью Плачевною; и будеть какъ въ полупути от
Иерусалима, тутъ мы нашли на ораповъ. Они поять скотъ: козы,
овцы - великий стада, а ихъ, сабакъ, многое множество. А стали на
дороге, а ходъ мимо ихъ. А они наливають воду в корыты, такъ
дарогу у насъ заняли. А орапы дикия да и задрались с нашими ара-
пами-извощиками. И чортъ на чорта нашолъ! А мы нутко бѣжать
все юдолью. // И бой у нихъ великой былъ. А имъ было хотѣлася
л. 166 об. насъ грабить, а проводники наши не дають, на конѣхъ кругъ на-
шева корована бѣгають да кричать намъ, чтобъ бѣжали. А мы
бѣгли да и ротъ разинули. Охъ, дорошка, дала ума знать! А сами-
таки махають, что бегите. Естьли бы етимъ арапомъ попались, то
бы прощай: не токмо бы пограбили, тутъ бы побили всѣхъ, для то-
во что дичъ, кочевыя, а не сѣлъския. Когда мы ко Иерусалиму
л. 167. шли, такъ тутъ насъ грабили селския; // они толко грабять, а не
убивають.
И тако мы бѣжали версты съ три безъ памяти, и другъ друга
топчимъ, да набежали на ихъ кочевье. Тутъ у нихъ стоять полат-
ки, жены и дѣти ихъ да и козълята и овѣчки малыя. И когда насъ
увидѣли арапския жоны, робята, подъняли крикъ, вопль,
выскочили ис полатакъ нагия, чорны, толко зубы блещать. Тутъ мы пуще
того испугались и еще бежали с вѣрсту. Едва отдохнули, такъ
л. 167 об. набѣжали на насъ проводники наши и сказали нам: "Не бойтеся //
теперво".
И тако мы възыдохомъ на гору высоко, толъко въ полъгоры,
и увидѣхомъ монастырь Святаго Савы Освященнаго - и обърадо-
вахомся зѣло. И пришли къ монастырьскимъ воротамъ, слезли с
конѣй. И у вратъ стоять арапы, не пропущають, и беруть со всяко-
ва человѣка по 5 паръ да и пустять въ монастырь. И тако мы въни-
дохомъ въ лавру Святаго Савы Освященнаго. И монастырь зѣло
предивенъ, у насъ такова подобиемъ нѣтъ и удивителъствомъ въ
л. 168. Русии не сыщешъ. Хитро силно стоить, с полугоры съ//тѣны
ведены круто зѣло. А въ монастырѣ храмъ болшой Преображения
Господня зѣло предивенъ, стенное писмо; и иныя церкви есть
многая малыя. Тут же въ монастыри мы видѣли кѣлию святаго Савы,
гдѣ онъ сам труждался: вытесана въ горѣ какъ мочно человѣку
сѣсти, а стоять нелзя. Прежде сѣго, съказывали, выхаживало
миро, а нынѣ нѣтъ. А стоить тотъ монастырь на краю юдоли Пла-
чевъной, которая пошла въ Содомъское море. А итъти тою
юдолью до Содомъскова моря от Савина монастыря с полдня, ска-
л. 168 об. зы//вають. А какъ посмотришъ с монастыря къ Содомскому