XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
199
л. 163 об. повелѣл // съсѣчъ на тябло. И мастеры то древо смѣряли и
потянули въверхъ - ано и коротко стало. Они же усумнѣшася, и пусти-
ша долу, и смѣряли - ажио и пришло въ мѣру; потянули опять -
ажио и опять стало коротко. Такъ мастеры познали, что хошет
быть нѣкое таинъство, и положили ево къ стенѣ - и бысть сѣда-
лище июдеомъ. И когда пришла Южъская царица к Соломону и
Соломонъ нача ея водити по своимъ царьскимъ сокровищем и
показа ей вся церковная зъдания внутрь ея, тогда же Южьская цари-
л. 164. ца, когда пришли къ чесному древу, // увидѣла ево, и воспѣла:
"О треблаженъное древо!" И от того времѣни не вѣлелъ царь
Соломонъ на томъ древѣ садитца, и с того числа бысть то древо въ
чести у июдеовъ. И когда жидовя стали Христа распинать, и
повѣлеша ис того древа здѣлати крестъ, и на немъ распяша
Господа Славы. И тотъ-то пень въ той церкви стоить, и доднесь целъ,
сребромъ обложенъ и позлащенъ.
И ходихом мы по церъкви, и смотрихомъ зъдания церковнаго.
Потомъ позваша насъ за трапезу. И трапеза была пространная; и
л. 164 об. вина много было // для тово, чтобъ охотно богомолцомъ денги
давать. И тутъ Дорофѣй-попъ да старецъ-арапъ бралъ денги по вы-
шеписанному, какъ и въ прежнихъ местахъ, и въ книги записо-
валъ. И тут, едъши хлѣба, начевали. И гуляли по томъ
монастырю, въверху ходили по кѣльямъ. Удивителной монастырь, а пустъ
весь; толко два старца живуть или три ради службы и для бого-
мольцовъ: водять по святымъ мѣстамъ да денги обирають. И утре
л. 165. рано поднесли по финьжалу араки, и поидохомъ во Иерусалимъ. //
И приидохомъ во Иерусалимъ въ монастырь Великой.
Потомъ стали насъ разводить по монастырямъ и стали кѣльи раздо-
вать. Намъ же отвели кѣлью въ монастыри Иоанна Предтечи и
дали мнѣ кѣлью. Мы же начахомъ жити и Бога благодарити.
Потомъ позвали насъ въ монастырь Святаго аръханъгела Михаила
на ево празникъ ко всеношной. И тутъ митрополитъ Птоломанъ-
ской былъ, а литургию самъ служилъ, после обѣдни поучение
челъ изустное. Пѣвцы у него были нарочиты. Тутъ, не распустя
л. 165 об. богомолцовъ, подносили по финъ//жалу араки да брали съ
человѣка по червоному и по тарелю, кто чъто смогъ по силѣ.
Потомъ повели насъ во обитель Святаго Саввы Освященнаго.
Также пригнали коней арапы и збиралися всѣ за грацкими вороты.
И пошли от Иерусалима ко обители Святаго Савы Освященънаго,
а шли все юдолью Плачевною. А когда стали зъбиратся богомол-
цы, тогда арапы окаянъныя силно сажають на кони, а кто какъ не
хочеть ехать - великое насилие и бой. А извозъ дорогой: от Иеру-
л. 166. салима до Савина монастыря съ человека по тарелю, а пе//реезду