XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
198
Тексты
монастыри арапы продають лѣстовки, многия тысячи, да богомол-
цы у нихъ всѣ покупять; и мы отчасти по силе купили про себя, на
Русь, братии для благословѣния. Α тѣ чотки кладуть на Гробъ
Господень, такъ они освящаются Гробомъ Господнимъ. И тако во
всю землю развозят и въ подарки разъдають. Потомъ азъ,
л. 161 об. грѣшный, пошолъ въ пещеру, гдѣ младенцы лѣжать изъбиеныя //
от Ирода-царя. Зѣло удивителна та пещера, а земля въ ней бѣлая;
и ходять въ нея изъ вертепа, гдѣ Христосъ родился. Потом позва-
ша насъ за трапезу, и трапеза была зѣло доволна, и вина было
много.
Потомъ попъ Дорофѣй да старецъ-арапъ, - попъ възялъ
къниги, а старецъ блюдо болшое, - и стали денги обирать. И
греки нарочетыя давали по 10 червонныхъ, по 8, по 5; а нижней
степень - по 5 тарелей, ниже тово не беруть. А буде кто поупрямит-
л. 162. ца да станеть 4 тареля давать, то такъ // въ глаза и бросить: "Ка-
кой-де ты богомолецъ?!" Таковы-та грѣки! Будѣ кто хочеть во
Иерусалимъ итъти, то сумъма грошей велика надобить. И,
въставъ от трапезы, пошли гулять по кѣльямъ; высоки кѣльи;
смотрихомъ и дивихомся: красовито силно стоить Вифлиемъ на
горѣ. Какъ посмотришъ къ Содомскому морю - ужасно зѣло!
И утре поидохомъ изъ Вифлиема тѣм же путемъ въ выше-
речѣной монастырь Святаго Илии Пророка. И тутъ игуменъ насъ
стрѣтилъ того монастыря, въвелъ насъ въ церковь Святаго про-
л. 162 об. рока Илии. // Церковь зѣло узорочна, а в ней писмо все стенъное
хорошо силно. И тутъ лежить камень, в стенѣ въдѣланъ, на кото-
рамъ сидѣлъ пророкъ, когда попалилъ пятидесятницу. Въ той
церкви трапеза была богомолцомъ. И той же попъ Дорофѣй по-
прежнему възялъ книги да записалъ, а гроши так же бралъ, что и
въ Вифлиеме. Въставши от трапезы и погулявъ по церкви, мало
опочихомъ, поидохомъ из монастыря Святаго пророка Илии.
И приидохомъ въ монастырь къ Чесному Кресту, гдѣ честное
древо расло. Въ монастыри церковь зѣло предивна, писмо
л. 163. стѣнъное. В той церкви // подъ святою трапезою пень того дъре-
ва, с котораго съсѣчено животворящее древо, ис которого зъде-
ланъ Крестъ Христовъ, на нем же расъпятъ бысть Господь нашъ
Исус Христос. Мы, грѣшнии, тотъ пень лобзали. Да въ той же
церкви выносили часть от животворящаго древа, на нем же распятъ
Господь нашъ Исус Христос, крестъ зъдѣланъ. Мы, грѣшнии,
лобзахомъ той крестъ.
А сказывают про то древо: посадил Лотъ 3 главни по
согрешении со дъшерми и поливалъ то древо по повелѣнию Авраамову.
И когда Соломонъ сталъ строить Святая Святыхъ, и то древо