XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
197
зомъ грабят: на 10 верстъ полтина станеть изъвозу. И когда со-
ждались всѣ, такъ и пошли.
Поидохомъ ко граду Вифлиему. И тутъ на пути на лѣвой ста-
ронѣ минухомъ монастырь Святаго пророка Илии, гдѣ попалилъ
л. 159. огнѣмъ пятдесатицу. Тотъ мо//настырь от Иерусалима версты
съ 3. Да тут же на другой сторонѣ дороги, на правой руки как въ
Вифлиемъ идешъ, противъ монастыря лежить камень великой, и
на нѣмъ спалъ Илия Пророкъ. И какъ онъ на камени лежалъ,
такъ пророкъ весь изообразися; все знать, гдѣ лежалъ: гдѣ глава,
гдѣ руки, гдѣ ноги, гдѣ спина - что въ воску изобразилась. А надъ
темъ каменемъ стоить древо масличъное. И богомолцы тотъ
камень лобзали всѣ; и мы, грѣшнии, и камень брали на благослове-
л. 159 об. ние и от древа ломали вѣтъвии. И // отидохомъ якобы с вѣрсту,
тутъ стоить на пути гробъ Рахилинъ, матери Иосифа Прекрасного:
когъда она на пути умерла, тутъ погрѣбена быстъ.
Мы же мало еще поидохомъ от тово гроба, на долу стоить
дрѣво масличъное. А сказывають про то древо: когда Пресвятая
Богородица бежала во Египетъ от Ирода-царя, такъ-де подъ темъ
древомъ почивала с Превѣчнымъ Младенцемъ. И то дърѣво и
доднесь зелено, невелико, окладено каменьемъ. Мы же, грѣшнии,
то дрѣво ломахомъ на благословѣние. И от того дрѣва поидохомъ
л. 160. къ Вифлиему. И не до//ходя Вифлиема, въ правой руки въ полу-
горѣ стоить Ефрафа, поболъши жильемъ Вифлиема; толко мы въ
ней не бывали. И тако приидохомъ къ Вифлиему.
Вифлиемъ-градъ стоить на горѣ красовито. А в немъ жилья
немного, подобно сѣлу, толко церковь узорочна Рожество
Христово надъ тѣмъ мѣстомъ поставлена, надъ вертѣпомъ, гдѣ Хри-
стосъ родилъся. Въ той церкви и ясли Христовы, а вѣртепъ
посрѣде церкви. Въ вертѣпъ итъти, что въ походной погрѣбъ,
неглубоко, толко ступней съ 5. А въ пещерѣ ясли каменныя от мра-
л. 160 об. мору бѣлаго. Α гдѣ Превѣ//чный Младенецъ родился, и то мѣсто
сребромъ облажено, и позълащено, и камениемъ драгимъ
унизано. А вертепъ узорочисто зъдѣланъ, стѣны все цвѣты украшены.
Α нынѣ ту церковь держать франъцузы-папежъцы: турокъ у
грекъ отнялъ да франъцузомъ отдалъ, а грѣкомъ данъ предѣлъ
зъбоку той церкви. Строенье греческое-то франъцузы все из
церкви вонъ выкидали: Дѣисусы, иконостасы резъныя и позълаше-
ныя - и то строение въсе лежить тепѣрва не въ призоре. А то
строение грекомъ многия тысячи стало, а теперва проподаеть
л. 161. такъ ни за что. // А крыта та церковь свинъцом. Длины той
церкви 8 сажень, а поперѣкъ 27 сажень. А въ трапезе той церкви
50 столповъ аспидъныхъ, на сторонѣ по 25 столъповъ. И тутъ на