XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
196
Тексты
И бысть якобы о полунощи, стали клѣпать въ доску къ ут-
ренъни. Мы же приидохомъ в церковь царя Константина и матери
л. 156 об. его Елены и тутъ ма//ло постояхомъ. Когда начали на утренни
кафизму говорить, тогъда намъ стали свѣчи разъдовать и повѣли
насъ нощию со свѣчами по святымъ мѣстамъ.
Преждѣ повѣли тутъ, гдѣ Христосъ сирѣчъ сидѣлъ на каме-
ни, когда явился Марии Могъдалыни. Тутъ натъ тѣмъ каменѣмъ
зъдѣланъ чюланъ дощатой зъ дверми, да и замыкают. А камень
что стулъ, круглой камень, красной кремѣнь. Α гъдѣ Христосъ
сидѣлъ, и то мѣсто сребромъ облажено и позлащено. Тутъ, под-
л. 157. ле того камени, церковь Иякова, бра//та Божия, а служать въ нѣй
грѣки. Тутъ мы тотъ камень цѣловавъше, пошли до церкви, гдѣ
Мария Египецкая плакола предъ образомъ Пресвятыя
Богородицы. Потомъ пошли до Авраамовой церкви. Пришедши въ тое
церковь, цѣловахомъ то мѣсто, гдѣ Исаакъ стоялъ связанъ,
когда ево Авраамъ хотѣлъ закласть. И то мѣсто облажено
сребромъ и позълащенъно, величиною зъ большую торелку. Потомъ
возъвратихомся въ Великой монастыръ. И идучи въ монастырь,
цѣловахомъ Вѣликия върата, и тако возъвратихомъся въ мона-
л. 157 об. стырь. И приидохом // въ церковь, а въ церкви же поють слово-
словие великое. И отпѣли утреню, и тако поидохомъ въ кѣлия
своя.
Потомъ шли до литоргии, отпѣвъши литоргию, вышли изъ
церкви, пошли всѣ до винной полаты. Тут всѣмъ подносили араки
по финьжалу, а по-руски горѣлки. Таковъ въ томъ монастыре ус-
тавъ: послѣ обѣдни все старцы вышедъ изъ церкви да и поидуть
пить горѣлку, а винъной старецъ подносить всякому человѣку по
финжалу; хошъ кто церковнаго не пьеть, а горѣлку пьеть; тотъ у
чести, кто вина церковнаго не пьеть. И тако поидохомъ до кѣлии
л. 158. своей. // По времени же позъваша насъ за трапѣзу и такоже насъ
по-прѣжнему удоволиша всѣмъ, брашномъ и виномъ. Воставъ
изъ-за трапѣзы, трапезу же и запѣрли, не пустили вонъ богомол-
цов, стали ноги умывать. А за умовѣние брали с нарочитыхъ по
8 червоныхъ, по 7 и по 5. И тако умывъ ноги и обравъ гроши,
отворили двѣри и выпустили вонъ.
И, пѣреночевав ночь, утре, на первомъ часу дъни, привели къ
монастырю арапы коней. Къ нам же пришедъ черной попъ До-
л. 158 об. рофѣй, да старецъ-арапъ возъвѣстилъ всѣмъ, чтобы шли // въ
Вифлиемъ. Мы же стали збиратися. И вышли за грацкия врата
Лидцкия, и тутъ всѣ зъбиралися. Тогда стали конѣй разъбирати, а
инии же пѣши шли; а орапы силно сажають на кони, хошъ кто не
хочеть. Мы же шли пѣши, для тово что они, сабаки, силно изъво-