XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
195
л. 154. И плакохомъ, на токовое строение глядя, и немошно от // слезъ
удержатися.
И приидохомъ къ Великой церкви. Сидять тамо заперты для
службы святыхъ мѣстъ, по веръви к нимъ въ церковь; мы же смо-
трихомъ сверху во окно внутрь церкви, и увидѣхомъ предѣлъ
надъ Гробомъ Господним, и возрадовахомся радостию велиею.
А сами, кабы мошно, так бы скочили въ церковь, да невозъможно
от туракъ-сабакъ: они церковь запирають и печатають. И смотри-
хомъ вънѣ церкви и вънутрь церкви, и дивихомся. И видѣхомъ
тамъ старцовъ, ходящихъ по церкви, разъных вѣръ еретическихъ:
л. 154 об. овыя ходять, кадять святыя мѣста, а иныя слу//жъбы поють. Мы
же дивихомся таковому безъстудию ихъ. А франъки поють на ор-
ганахъ, а всѣ тѣ вѣры называютца християнъския! Что петь
делать? Богу тако попустившу! И тако намъ доволно ходихомъ и вся
святыя мѣста съмотрихомъ. И уже от радости всѣ бывъшия
скорби намъ на пути на мори, от арповъ - все уже тыя скорби забыли.
Слава Богу! А когда шли во святый градъ Иерусалимъ и
видѣхомъ на пути скорби всякия, всеконечъно отчаяхомся видѣти
святый градъ. И доволно ходихомъ по крылу церковному. И по-
л. 155. идохом // во своя кѣлии, и мало опочихом.
И приидоша старцы, и позваша нас к записке, мы же всѣ при-
идохом въ патриаршу келию. И тутъ стали всякова человѣка имя
въ книгу записывать, а у записки сидѣлъ митрополитъ Птало-
манъской да намѣсникъ патриаршей. А от записки брали зъ бога-
тыхъ по 10, по 8, по 5 червоныхъ, а с убогихъ - по 5 тарелѣй.
И какъ уже всѣхъ перѣписали, такъ питропосъ, сирѣчъ намес-
никъ, позвалъ меня. Такъ я къ нему пришолъ, по обычаю покло-
л. 155 об. нился да и подалъ ему царской листъ московъской. Потомъ мне //
вѣлелъ питросъ сѣсть, и я сѣлъ. Питросъ, възявши государевъ
листъ, разъвѣрнулъ, а честь не умѣеть. Толко гербъ царской
смотрѣли, да и поцѣловалъ гербъ царской, потомъ митрополитъ
поцѣловалъ. А самъ питропосъ такъ мнѣ сказалъ чрезъ толъмо-
ча: "Ради де для великаго государя, царя Петра Алексѣевича, и ево
ради царьскаго зъдравия все тебѣ добро будеть у насъ, не печалси-
де ничемъ. Дадим-де тебѣ кѣлию и станем-дѣ тебѣ водить по свя-
тымъ мѣстамъ, гдѣ-де намъ возъможно. Α здѣ-де невозъможно и
л. 156. коими мѣстами босу//рманы владѣють и християнъ не пущають,
ту-де мы и сами нѣ волны". И я воставши да и поклонился. И
питросъ мнѣ молъвилъ: "Идите-дѣ теперя въ кѣлию опочивать, а ко-
гда-де будеть время, убравъшися, станемъ-дѣ васъ водить по свя-
тымъ мѣстам". Α грѣкомъ зависно силно, что питросъ такую
показалъ любовъ. И тако поидохомъ въ кѣлию и препочихомъ.