XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
194
Тексты
Октебря въ 30 день приидохомъ ко святому граду Иерусалиму.
И когда мы внидохомъ во святый градъ Иерусалимъ и вънутрь
града, подле дома Давыдова множество народа: туракъ, ораповъ,
християне-армяне и разных еретическихъ вѣръ стоять. Всѣ, ми-
ленъкия, ради, въстрѣчають нас, всякъ своей вѣры своихъ смот-
рить. Тутъ въ корованѣ всѣхъ вѣръ шли люди, а корованъ нашъ
л. 152. шелъ вѣрстъ на 5 и болши, зѣло многолюдно было. // А въшедши
во святый градъ Иерусалимъ, всѣ пошли по разным монастырямъ
своей вѣры.
А мы со грѣки пошли въ Великой монастырь потриаршей
грѣчесъкой; армяне - въ монастырь Иякова, брата Божия, въ
тотъ пошли. А когда мы стали въ монастырь въ патриаршей въя-
жать во върата, тутъ насъ намѣстникъ со всѣми старцами
стрѣтилъ. Ради зѣло, потому что отчаялись нас, жили мы на
пристали полъседъмы недели. И старцы наши кони разъсѣдлавают и
рухлѣдь нашу въ кѣлью несуть; зъ горѣлкою и с виномъ старцы
л. 152 об. стоять, а иныя // на блюдахъ закуску держать. И сътали
всякому человѣку по дъва финжала наливать горѣлки. И радостно, и
плачевно!
Потомъ раздали намъ кѣльи. Мы же въ кѣльяхъ мало опочи-
хомъ, начали бить въ доску за трапѣзу. И, пришедши, старцы
стали насъ звать за трапѣзу. И въсѣ богомолцы вобрались въ
трапѣзу, а трапѣза зѣло велика; а жены себѣ ели въ кѣльи.
Потомъ ударили въ канъдѣю, и стали "Отче нашъ" говорить, и сели
хлѣбъ ясти. И трапѣза была очень доволъна всячиною, уже про-
л. 153. странѣя тоя трапѣзы // быть нелзя, болшую часть долов снѣсли.
И, воставши изо стола, воздали Богу благодарѣние.
Изъ-за трапѣзы повѣли насъ гулять на верхъ кѣлей и около
Великия церькви, на гору Голгофу. И, падше, поклонихомся и ло-
бызахомъ святую гору Голгофу. Потомъ стали намъ указывать
святыя мѣста: Елеонъскую гору, Вифлиемъ, обитель Святаго
Савъвы Освященънаго и Содомъское море, Иордань-реку. И
тогда мы увидѣхомъ зъ горы Голгофы святыя мѣста и от радости не
л. 153 об. могли от слезъ удержатися. Падше на землю, поклоны//хомся, и от
той радости всю бѣду забыли арапскую, и хвалу Богу возъдахомъ.
А сами всѣ единогласно рекохомъ: "Слава тебѣ, Господи! Слава
тебѣ, святый, яко сподобилъ еси насъ, грѣшныхъ, видѣти градъ
твой пресвятый! О Владыко, что возъдам тебѣ? Како насъ, недо-
стойныхъ, допустилъ со грѣхи нашими?" И тако ходихомъ по
крылу церковному великия церкви Воскресения Христова и смотри-
хомъ здания церковнаго. И дивихомся: "Како монастырь и
церковь нашу, таковую красоту отдалъ босурманомъ въ поругание?"