XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
193
Выневъши гъривну да еще ему далъ, а онъ, окаянной, зубы скрег-
четь, ходячи. И сказали ему, что: "Попас московъ, у него-де фер-
манъ потыша турча" - такъ онъ посмиръняя сталъ баеть.
Село Емъмаусъ стоить подъ горою. Церковь християнъская
зѣло была хороша, а нынѣ турки конѣй запирають. Церковь та
поставлена на томъ мѣсте, где Христосъ Луцѣ и Клеопѣ познася
въ преломълении хлѣба. И на том мѣсте та церьковь стоить; зело
л. 149 об. узорочна была, еще то стро//ение царя Конъстантина. А когда мы
стали начевать у села Емъмауса, тогда лишъ ужасъ, по таборомъ
толко стонъ стоить: иной безъ глаза, у иного голова проломлена,
иной безъ руки, иной безъ ноги; бабы-то плачють. Иной сказыва-
еть: "У мене 10 тарелей отняли"; иной сказывает - "20", а иной -
"30"; у иного одежду отняли, у иного книги. А у чернаго попа изъ
Царяграда, такъ у него, сказываеть, 500 тарелѣй отняли; ходить
миленъкой что чорная земля от печали. Плач да крикъ стоить по
л. 150. таборомъ, и ужасъ. Пощади, Господи! //
И утре рано поидохомъ из села Емъмауса, а поднимались
бороною. Какъ арапомъ не грабить?! И другъ друга не ждутъ: какъ
кто сѣлъ, да и пошолъ. Тогда на насъ опять арапы напали и
почали грабить и битъ по-прежнему. А всего от Иерусалима верстъ съ
5, а насилу от нихъ, от собакъ, выбились. А когда мы възыдохомъ
на верхъ горы, тогда увидѣхомъ святый градъ Иерусалимъ -
тогда арапы всѣ пропали, что подъ земьлю проволились.
А когда увидѣхомъ мы святый градъ Иерусалимъ, толко
л. 150 об. вѣрсты и за двѣ, // тогда мы зѣло обрадовались. И зъсѣдши мы с
конѣй, и поклонихомся святому граду Иерусалиму до земли, а сами
рѣкли: "Слава тебѣ, Господи, слава тебѣ, святый, яко сподобилъ
еси насъ видети градъ твой святый!" А когда увидѣли турки стѣны
градъсъкой нашъ корованъ, тогда воевода выслалъ к намъ турак,
арапъ конъницу со оружиемъ. Турки и арапы выехоли въ поле,
а сами стали скакать, винътовать, копья бросать - ради собаки, что
мы пришли. Скачють по полю противу насъ, а сами намъ говорять:
л. 151. "Салам аликъ!" // А мы имъ противъ говоримъ: "Алики соломъ,
здарова ли живете?" - "Как-де васъ Богъ милуеть? Какъ-де васъ
Богъ пронесъ от курсановъ, сирѣчъ от араповъ?" Да и поскокали
за насъ хъ коровану, да и поехоли назади корована всѣмъ полкомъ,
будто насъ такъ провожали. А мы ужѣ пѣши шъли до вратъ град-
скихъ. А изъ Ерусалима вышли на поле християне: грѣки, армяня,
кофьти, франъцузы, иноки, мужи и жены - всѣ въстречають насъ,
а сами плачють: "Какъ-де васъ Богъ пронесъ от араповъ?" А мы
л. 151 об. также плачемъ, никто тутъ не можеть // от слезъ удержатся.
Ужасть и радость! И уже въ радости всю беду забыли.
7. Хождение в Святую землю...