XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
192
Тексты
стукъ, бьют да грабять; и кой плачеть - убит, иной плачеть -
ограбленъ. Въвѣзъде гоняютьца за однимъ человѣком по 10 и по
20. Многия коней и рухледь покидали да такъ от нихъ, собакъ,
бѣгають. А болши псы-извощики тут же ворують, мотаютца межи
тѣхъ. И они исъ тех же селъ разбойничихъ, такъ имъ къстати
воровать-то, сабакомъ. Бабъ-та миленкихъ бьют! Пришедши, во-
л. 147. зъмуть бабу или дѣвку за ногу, да такъ с лошеди // далой волочать,
да и бьеть: "Дай пару!" Бѣдъство великое от араповъ, пощади,
Господи, подобно что на мытарствахъ от бѣсовъ!
А я, грѣшникъ, и лошедь покинулъ да всѣ бегалъ пешкомъ1,
такъ они паки не такъ нападали. А когда набегуть арапы созади
или въстречю и хотять грабить и бить, такъ я толко нашолъ на
нихъ ружье острое. Бога-свѣта призову на помощь да безъпред-
станъно кричю къ Богу: "Владыко-человеколюбче2\ Помози ми за
молитвъ отца нашего Спиридона!" - такъ они и прочь от меня.
л. 147 об. Толко въ глаза заглянутъ, а сами заворчать да и прочь. // А я сам
ся удивляюся человѣколюбию Божию; за молитвъ, что Богъ
любить, Спиридона-то отца. Такъ меня Богъ-свѣтъ спасъ за молитвъ
отца Спиридона. Да спаси Богъ и арапа, моего извощика, много
имъ отбивался. Гдѣ набегуть арапы станицею, хотять грабитъ и
бить, а онъ наворотя дубиною самихъ. А они станут с нимъ
шумѣть, а я въ тѣ поры уйду у нихъ. Потомъ иная станица набе-
жить, а онъ опять с ними станеть шумѣть и дратся, а я-таки уйду.
Да так-то въвесь день куликалъ. А я, су, вынѣвши да ему паръ
л. 148. 5-6 далъ, // такъ за меня лутчи стоитъ. А самъ мнѣ ворчить: "Е, по-
пасъ, не бойся-де, я-де тебя не дамъ грабить и бить". И я ему
днемъ-то с рубль передовалъ. Ну онъ къ Богу! Толко бъ далъ
Богъ здаровья, не о денгахъ1 слово, увечье-то пуше денегъ2. А они,
сабаки, не разъбираютъ3, и милости у нихъ нѣтъ: хошъ по главѣ,
хошъ по глазам, куды зъря. И тотъ мы день весь шли, ни пили, ни
ели от нихь, собакъ. Такое бѣдъство чинят арапы!
И того дни доидохомъ до села Емъмауса, гдѣ Христосъ явися
л. 148 об. Луцѣ и Клеопѣ. И тутъ мы стали начевать, а сами // згорѣли от
зною. День въвесь со арапами билися, что съ сабаками, а пути -
мѣсто бѣзъводное. И, пошедши, тутъ въ прудѣ у арапов купили на
грошъ воды, такъ напилися - да то печали будто немного. Слава
Богу-свѣту! Не та бѣда, инъ другая! Извошикъ нашъ, арапъ,
сталъ у меня денегъ просить: "Дай-де пару! Чемъ велбуда коръ-
мить?" И я выневъши да и далъ ему гривну, а он меня сталъ бро-
нить по-турѣцки: "Мало, дай-де еще!" Да подънявъши камень, да
суетца въ зубы ко мнѣ. И, видя нашъ кърикъ, грѣки пришли
л. 149. к намъ // да стали разъговаривать: "Деспота, дай-де ему, сабаке!"