XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
191
слалъ пашу во Иерусалимъ, а ирусалимскаго - въ Халѣтъ. Потом
мятежъ сталъ помалу утихать.
Да тут же недалеко от Ромли гърадъ Лида, гдѣ святаго Геор-
л. 144 об. гия тѣло положено; а та Лида от Ро//мли версты 3; а ныне мѣсто
то все и церковь мученикова вся разорена. А мощи его нынѣ гдѣ,
про то Богъ вѣсть, никто не вѣдаеть.
Да видѣли жъ мы въ Ромли въ церькви, какъ християнъския
арапския робятка говорять в службе зело глумно, а намъ
необычно. Когда начнеть одинъ говорить "Блаженъ мужъ", а другой,
отпяхнеть тово, да второй псалом, а стихеры также все по стиху
сказавають. А во всякого рабенка за пазухою носять Псалтырь, и
Октай, и Минея. И когда они стануть говорить, такъ другъ передъ
л. 145. другомъ възахватъ бьютъ//ца между себя: кой сильнѣе, тотъ бол-
ши и говорить.
А учатся у нихъ не по-нашему: с утра до полудня учать Часовъ-
никъ или Псалтырь, с полуденъ до вечера учать стихѣры по Ок-
таю и въ Минеи того дня прилучившагося да сказывает въ црькви.
Таковы тшателны!
И стояхомъ мы въ Ромли полчетверты недели. Потомъ паша
прислалъ ко всѣмъ богомолцом, чтобъ были готовы итить во
Иерусалимъ. А на другой день рано пригнали арапы велъбудов и ко-
л. 145 об. ни, лошаки малыя и стали класть рухлѣть на кони, // подо всякого
человѣка по два коня. И была задуха великая, едва выбъролися въ
поле: улицы все наполнены были и пройтить нелзя было. И вы-
бролися на поле часу въ 5-мъ дни. И зъбиралися тут всѣхъ вѣръ.
И паша самъ выехалъ за городъ, насъ провожал.
И какъ выбролися всѣ въ полѣ, октября въ 28 день, поидохом
из Ромли ко святому граду Иерусалиму всѣмъ корованомъ, было
человѣкъ 1500 разныхъ вѣръ. И тотъ весь день шли между горъ
разсѣдинами. А горы каменыя, а въ горахъ арапы всѣ живуть.
л. 146. Лихи зѣло разбойни//ки: бьють, грабять, что на тебѣ видить, все
отнимають - истыя бѣси, зѣло насилие великое творят. А паша
окоянной толко славу ту учинилъ, что за городъ выпроводилъ,
да денги обобралъ съ человѣка по гривне и алтына по два, да пих-
нулъ всѣхъ межъ горъ ко арапомъ, а сами и проводники назат
воротились.
Потомъ арапы насъ стали бить, грабить. Осыпають, что
пчелы, рвуть за ризы, трясут далой, с лошеди волокуть: "Дай пару!"
Дать - бѣда, а не дать - другая. Толко ты кашелѣкъ вынелъ, анъ
другой стороны и вырвалъ совсем. А не дать, такъ бьють. А ста-
л. 146 об. нешъ // давать, такъ с одново мѣста четъверть часа не спустять,
что от собак не отобьеся. Посмотришъ: въвезьдѣ стоить крикъ да