XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
190
Тексты
подворье - зѣло узорочисто строение, полаты каменныя, дивъ-
л. 142. ныя, что городы, а греческое не такаво подворье - да у грѣк // и все
хуже еретиковъ! Они, злодѣи, богати, такъ лутчия места у турка
откупили; а гърѣкомъ все худое дано, для тово что грѣки оскуда-
ли и вѣрою, и имѣниемъ.
А когда мы жили въ Ромли, видѣли свадбы арапския, зело
страмны. Неделю цѣлою женихъ с невѣстою ходить по ночамъ по
улицамъ, по рядамъ многолюдно со свѣчами, со съмолою - такъ
градъ весь освѣтить. А за женихомъ и перед женихомъ
множество народа мужеска пола и женска кричать, верѣшать и по ули-
л. 142 об. цамъ // останавляваютцаК Да одинъ кой-то колдунъ вышедъ
наперед и станеть приговаревать, а за ним весь народъ кричать:
"Хананей!" Да такъ таскаютца да полуночи. Да и християнския у
нихъ свадбы тѣм же обычаемъ.
А когда мы жили в Ромли, а во Иерусалимъ не идемъ для ора-
повъ, а они насъ на дороге межъ горъ засѣли да и ждуть. Такъ они
видят, что мы не идемъ, такъ тѣ разбойники здумавши да и
ударились на градъ въ полдни, 200 человѣкъ конъницы. И прибѣгли на
л. 143. самой бозаръ въ ряды2 да почали гра//бить, кто ни попался. А бо-
гомолцы, видя такую беду, въ монастыряхъ и заперлися. А орапы
почали по улицамъ рыскать на коняхъ с копиями. Мы же
възлѣзъши на верх келѣй и смотрихомъ, что будеть. И учинился
бой великой у разъбойниковъ со гражданы, со арапами жъ да с
турками; и граждане прогнали ихъ въ поле далече. И билисъ с
ними близъ часу, толко Богъ помиловалъ: со абоихъ сторон урону не
была, толка ранились межу себя. А они было, сабаки, затѣмъ и
приехоли, что нас было разъбить: вѣдають, что идуть богомолцы
л. 143 об. с казною болшою. // Кабы в ночи, так бы всѣхъ разъбили; а
оплошно силно жили. Етакое бедство от собакъ-арапъ!
На третей день после побоища приехалъ къ намъ в Ромелъ
паша съ войскомъ: все конъница; а служивыя были все болгоры,
християнъския дѣти, да турокъ нуждою потурчилъ; а людъ зело
крупенъ да и храбръ. Приеховши, паша на третей день выкинулъ
на бозаръ дъвухъ араповъ-переводчиковъ удавленыхъ. А въ день
люди ходя да на нихъ камениемъ бросають - да и закидали ихъ ка-
мениемъ за то, что смущали ораповъ.
л. 144. А паша писалъ къ салтану на воево//ду иерусалимскова, что
воевода сложился со арапоми да и ево въ городъ не пустилъ. А
воевода писалъ на пашу, что паша араповъ напрасно казнилъ: "Так-
де сталъ бунтъ великой, хотѣли-де градъ разорить. И я-де видя:
арапъ множество приехоли да ис пустыни - да и стал-де имъ сна-
равлевать". И так-де царь разнял у нихъ вражду: холѣтскова по-