XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
19
полковниковъ сѣно косят да кони ихъ пасутъ. Хомутом миленкия3
убиты! А кои богатыя, тѣ и на караулъ не ходят, все по ярманкам
ѣздятъ. Мелочь-та вся задавлѣна!
В Киеве градъ деревянной, 4и грязно5 силно бываетъ на
Подоле. А жилье в Киевѣ, в Верхнем городѣ и в Нижнимъ6, все в го-
родѣ, а за городом нѣтъ ничего, толко по мѣстам7 бани8 торговыя.
В Киевѣ школниковъ очинь9 много*, да и воруютъ много -
попущено им от митрополита. Когда имъ кто понадокучит, тогда при-
шедши ночью да укакошат хозяина, а з двора корову или овцу сво-
локуть. Нетъ на них суда, скаредно силно оченъ попущено воро-
л. 17. вать, // пуще московскихъ салдатъ. А вечер пришол1, то2 пошли по
избамъ псалмы петь3 да хлѣба просить. Даютъ им всячиною,
хлѣбомъ и денгами. Α гдѣ святый4 апостолъ Андрей крестъ поста-
вилъ, и тотъ холмъ в городовой стене красовитъ зѣло. На том
мѣсте стоить церковъ древяная вѣтха во имя святаго апостола
Андрея Первозванного5*.
Февраля во6 2 день, в7 праздникъ Стрѣтения Господа Бога
и Спаса нашего Исуса Христа*, пошли в Печерской монастырь*.
И пришли в соборную церковъ, и помолилися чюдотворному
образу*. И пошли во Антониеву пещеру*, и тут видѣли преподоб-
ныхъ отецъ в нетленныхъ плотѣхъ - что живыя лѣжат! И толь
множество ихъ, что звѣздъ небесныхъ, все яко живы8 лежат -
дивное чюдо! Тако Богъ прославилъ своихъ угодниковъ, боящихся
л. 17 об. его. Видехомъ и младенцов9 нетлѣнных, // лѣжащих тут же.
Видѣхом храбраго воина Илию Муромца в неистлѣнии* под
покровом златымъ: ростомъ яко нынѣпшие1 крупные люди; рука
у него левая пробита копиемъ, язва вся знать, а правая ево рука
изображена крестным знамениемъ и сложениемъ перстъ, какъ
свидетелствует Феодорит Блаженный* и Максим Грекъ*,
крестился онъ двемя персты - тако тѣперево2 ясно и по смерти ево
плоть мертвая свидѣтелствуетъ на обличение противниковъ.
И тутъ, в той же пещере, преподобный Иосифъ* такое же
изображение в перстахъ имать3. Что уже болѣ того4 свидетелства, что на-
гия кости свидѣтелствуютъ?! Мы уже и кои с нами были дос-
товѣрно досматривали сами и дерзнули: поднимали ихъ руки и
смотрили6, что сложение перстовъ - два перста и разгнуть нелзя,
л. 18. разве отломить, когда // хощет кто разгнуть.
!Тут же видѣли дванадесять церковныхъ мастеровъ, подъ
единым покровомъ тѣ мастеры, ихже сама Пресвятая Богородица2
послала из Царяграда в Киевъ*. И тако сподобилися мощи свя-
тыхъ всѣхъ лобзати, а сами дивилися, и рекли, и от слезъ не
могли удержатися: "Слава тебѣ, Господи, слава тебѣ, Святый, яко от