XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
189
л. 139 об. живеть, // дѣлалъ обѣдъ про богомолцовъ. А на обѣдѣ ходилъ зъ
блюдомъ и бралъ с человека по червоному и по тарелю.
Во Иопии харчемъ очень съкудно, нѣтъ никакова харчю. Ви-
ноградъ дорогъ, хлѣбъ и яйца такожде дороги; а рыба времѣнемъ
бываеть дешева, а иногда и дорога. Да тут же предъ нами во Ио-
пию шолъ изъ Египта корабль зѣло великъ, и разъбойники-маль-
тезы за нимъ гнали. Такъ уже близъ Иопии, верстъ за десять, ко-
рабленикъ подеръжался близъ берега, а корабль въвесь и разъ-
л. 140. бился о камень, а товаръ въвесь и потонулъ, и разъ//несло море.
Такъ корабльники с коробля покидались: а иныя въ санъдалъ, а
иныя такъ совсѣмъ бросились въ воду да выплывали. А прилучи-
лось въ ночи, такъ раизъ со всѣми матросы прибѣжали пѣши во
Иопию, такъ бѣй с войсъкомъ пошолъ до тово мѣста да таскали
кое-что. А товаръ въвесь разнесло, ничево не нашли, толко кара-
белныя снасти побрали, а то все пропало.
Октебря въ 7 день приидохомъ в Ромель-градъ и стахомъ въ
метохи монастырской.
Градъ Ромель поболши Иопии, а стоить въ поле; нѣтъ подле
л. 140 об. ево // ни рѣкъ, ни колодезей; а от моря 15 верстъ. Да от турка
въвесь разоренъ, а приволенъ всячиною: много сѣлъ подлегло -
два торъга въ недели бываеть. Винограду, финики, смокви,
лимоны зѣло нѣдороги; яицъ 8 и 9 за копѣйку; масло коровъе дорого:
пять копѣекъ фунтъ. Бумага хлопчатая дешева: фунтъ 4 денги, а
пряденая по 8 денегъ - то и торгъ, что бумага. А земля хлѣбород-
на, и хлѣбъ дешевъ печеной. А когда сошлись всѣ богомолцы,
тогда всякой хлѣбъ и харчь дорогъ сталъ, потому человекъ 1000 и
л. 141. полторы было, а го//родъ неболшой - такъ, бывало, и не добу-
дешъ хлѣба купить.
А в Ромли церковь адна грѣческия вѣры, другая - армянская,
3 - француская, сирѣчъ папежская. А мы жили з грѣками на Иеру-
салимскомъ подворье у церкви Святаго великомученика Георгия.
Та церковь, пишется что въ чюдесе святаго Георгия, когда ея
строили, и какъ въдовица столпъ восхоте послать, а корабленикъ не
взялъ. Чти въ житии1 святаго пространей. А въ той церкви запод-
ныхъ вратъ нѣтъ, толко полуденыя. А когьда войдешъ во врата2,
л. 141 об. а столпъ сътоить на лѣвой руки. А у тово // столпа стоить чюдо-
творной образ святаго мученика Георгия въ киотѣ, тотъ образъ,
на каторой стрѣлялъ турчинъ, а после сталъ християниномъ да и
замучился, что въ чюдесехъ святаго Георгия. Мы же, грѣшнии,
тотъ чюдотворъный образъ по вся дни лобъзахомъ.
В Ромли три подъворья разныхъ вѣръ: 1. Греческое; 2.
Армянское; 3. Франъцужское и папежское. Францужское и ормянское