XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
188
Тексты
л. 137. ры во // Иерусалиме не было, онъ ездил за разбойниками, имать
ихъ. И воевода согласился со арапоми, да пустилъ ихъ въ городъ,
да и заперся с ними. А иныя поехоли за пашаю; такъ паша с ними
бился, что съ сабаками. А въ городъ ево, во Иерусалимъ, арапы не
пустили; такъ онъ езъдилъ да улусъ арапскихъ и разорилъ, а ихъ
ималъ. Такъ арапы-ты насъ не пропустили, всѣ сабаки пути
заняли. Да так-то паша с ними бился неделъ 7, а мы въсе-то тутъ
сидѣли - грусно было силно.
л. 137 об. Градъ Иопия убогая самая, толко // славенъ приходомъ
иерусалимским, что тутъ присталь. Изъ Ерусалима везуть мыло,
бумагу хлопъчатою, пшено, дрова, товаръ въсякой. Изъ Египта
приходить пшеница, пшено сорочинское и товары. А изъ Ерусалима все
велбудами да лошаками малыми возять, что ослята называютца, а
все въюками, тамъ телѣгъ нѣтъ да и нелзя: горы непроходимыя и
высокия.
А когда мы жили во Иопии, видѣхомъ бѣдъство великое, какъ
на мори разбойники разбивають корабли. А разбойники - Малтин-
л. 138. скаго острова // нѣмцы, люты злодѣи. А ихъ отпушаеть разбивать
папа Римъской исполу да и благословение подаеть имъ, а на
всякой годъ отпущаеть по 30 голенъ. Такъ они, какъ поймають
корабль христианской, такъ товаръ и денги поберуть, а хозяина и са-
ры християнския - всѣхъ отпустять, а корабль кораблѣнику
порожней отдадуть. А турки прилучатца тут же, то всѣхъ въ полонъ
возмуть да на каторгу къ папѣ пошлють. А какъ турецкой
корабль возьмуть, такъ со всемъ во свою землю отведуть, а турокъ
л. 138 об. всех // на каторгу отдадуть. Горе от сабак, от мальтезовъ, - все
Бѣлое морѣ затворили! А турокъ не можеть с ними управитца:
они подъ самой Царьградъ подьежають да селы разъбивають.
И жили мы во Иопии 3 недели. Потомъ, после Покрова,
корабль пришол изъ Царяграда, а на корабли были богомолцы раз-
ныхъ вер: грѣки, армяны, французы, жиды. И на другой день тур-
чинъ-началникъ прислалъ по насъ подводы и повели насъ арапы
въ городъ в Ромен, 15 верстъ от Иопии. И того же дни приидохомъ
л. 139. въ Ромень-город. //
И когда богомолцы пришли во Иопию, тогда турки со всякова
человѣка зъ грѣка брали по 8 тарелей, а со ормянъ, и съ франъ-
цузовъ, и зъ жидовъ по 16 тарелѣй - въдвое, кой не греческой
веры. Да и печатки въсякому человѣку дають; а когда пойдуть изъ
города, печатки обирають, чтобы другъ другу, инымъ межу себя
не довали. Да такъ въ воротѣхъ по одному человѣку перѣби-
рають, да печатку возъмуть да и пропустят. А когда в кой день
пришли богомолцы, такъ тутошной чорной попъ, кой въ метохи