XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
187
Тутъ Петръ-апостолъ пребывалъ у Симона Усморя. Градъ
хорошей, да нынѣ весь разоренъ: прежъде от турка, потомъ от франъ-
цузовъ.
Градъ Иопия стоить при мори на горѣ красовито, а в немъ
жилья немного, турки живут да орапы-християне. У християнъ
одна церковь, и та на полѣ, толко стѣны и не покрыта, а верхъ збитъ
и дверей нѣтъ. А служить въ ней чорной попъ, присланъ изъ Еру-
салима; тутъ и живѣть, на подворье Иерусалимъскомъ. А тутъ
л. 135. онъ живеть для богомолцовъ: богомолцы, // пришедши, тутъ
стоять, на подъворье томъ. А служить попъ въ церкви той по вос-
кресѣньямъ да по празникамъ, а в протчия дни въ кѣльи служить.
И какъ мы с коробля приехоли въ городъ и пришли въ мето-
ху, и тотъ попъ насъ принялъ и мѣсто намъ далъ, потомъ учре-
дилъ нам трапѣзу хорошею. А богомолцов еще на присталь никто
не бывалъ, мы еще первыя пришъли. И препочихомъ тутъ два
дни. Прислалъ по насъ бѣй-турченинъ, кой тутъ начальникъ, онъ
л. 135 об. збираеть на турка дань. Мы же приидохомъ к нему // въ полату.
Онъ же вопроси насъ: "Что за люди? Откуда пришли? Давайте-дѣ
горачъ!" Мы сказали ему, что мы люди московския: "Мы, молъ,
тебѣ горачю не дадимъ." - "Для чево-де не дадите?" И мы
сказали, что у насъ есть ферманъ салтанъской, да и подали ему листъ
салтана турецъкаго. Онъ же сталъ честь, а сами межъ себя, сидя,
другъ на друга възглядывают да головами кочають. И, прочетши
листъ, спросилъ у меня: "Бакъ, попасъ, московской-де царь бъет-
л. 136. ца ли с нашимъ царемъ туръскимъ?" И я ему сказалъ, что // у
нашего московскаго царя с турецкимъ миръ, брани нѣтъ. И онъ тур-
чинъ молвилъ мне: "Бакъ, попасъ, смотри-де". И я на него гляжу,
такъ онъ, поднявши, листъ царьской поцѣловалъ, а самъ мнѣ
молвилъ: "Вотъ так-де мы царьской указ почитаемъ. Все-де тебѣ про-
тиву указу здѣлаемъ. Пойдите-де теперва въ метоху, по времѣни-
те тебѣ подводы дамъ и отпущу-де тебя во Иерусалимъ". Такъ я и
пошелъ въ метоху.
Потомъ сталъ къ бѣю ходить, чтобы меня отпустилъ во Иеру-
л. 136 об. салимъ, чтобы подводы далъ и // проводниковъ. И бѣй мнѣ
сказал: "Не отпущу-де тебя, нелзя-де тебѣ ехоть, во Иерусалиме-дѣ
заметня теперва великая, разбой-де стоит на дороге". А въ тѣ
поры во Иерусалимѣ паша турецкой казнилъ араповъ, воровъ и
бунътувшиков. Какъ лутчихъ араповъ паша кознилъ, да головы
ихъ на колъя поткнувъ да и поставилъ надъ грацкими воротами,
такъ за то арапы возъмялися да писали во всѣ веси арапския,
чтобы сьежалися ко Иерусалиму; такъ потому арапы-дичъ изъ
пустыней, изъ Египта, от Синайской горы сьехолись. А паши въ тѣ по-