XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
186
Тексты
л. 132. дали. По//сле вечерни мы спросили про нево, а они намъ сказали:
"Да что де, су, онъ-де християнства отступилъ, онъ-де принялъ по-
пежство; а патъриарх-де Антиохийски и клятвѣ его предалъ; онъ-
де и мясо ест въ посты". Вифсаида-градъ епархии антиохийскаго
патриарха. Такъ мы от него уклонятся стали: "Пропади, молъ,
онъ, окоянъной!" Опять за мною не одиножды присылалъ, такъ я
не пошолъ. Ну онъ къ Богу! А тутъ во граде церковь папежская -
костелъ, такъ ево французы оболстили во свою вѣру. Тутъ мы
л. 132 об. стояли 5 дней. Потомъ раизъ // кораблъ со пшеницею выгрузилъ
да инымъ тутъ товаромъ нагърузилъ, кой потребенъ во Египетъ:
мыломъ, лѣсомъ.
Потомъ, подънявши парусъ, пошли въспять ко Акремъ и
вдохом с полъдня. И зъ дерева увидел кораулыпикъ и закричалъ, что
идеть галенъ разбойнической. Такъ възмѣтались, раизъ велѣлъ
парусы оборачевать, и поидохомъ въспять къ Вифсаиде. И тако
ночь всю бродили на одномъ мѣсте: вѣтръ намъ былъ проти-
венъ - такъ по морю корабль шатался туда и сюда. А поутру по-
л. 133. глядимъ: анъ // на том же мѣсте шетаемся. Потомъ сталъ вѣтръ
по насъ, и къ полдню приидохомъ опять въ Вифаиду. И тутъ мы
стояхомъ еще 3 дни, прослушивали про разбойниковъ. И въ 4 день
поидохомъ подъ Акри, и тутъ от полунощи пристахомъ ко граду.
л. 133 об.
Тогда въ нощи бысть буря зѣло вѣлика, а корабль нашъ от
нуждъ волнъ зѣло разъбивашеся. И тако та буря меня зѣло
утомила, и быхъ весъ огнѣмъ полимъ. Такъ в одъной свитке на кораблѣ
л. 133. нощь всю волялся. И забѣжалъ въ меня вѣтръ морской, такъ я //
и занемощевалъ. Такова была болѣзнь - 3 дни ни сидѣть, ни
лежать, ни стоять, ни ходить нѣлзя. А корабленицы, миленькия, кой-
что нѣсеть мнѣ изъ города, купя, тотъ - то, иной - иное, да сидя
надо мною, да заставляють есть: иной арбусъ принесѣть да дасть,
иной - алимоновъ, иной - яблокъ райсъкихъ, а иной - дынь, иной -
винограду. Не опишешъ ихъ добродѣтели, каковы милѣнкия
были добры до мѣня. Что дѣлать? Уже мнѣ смѣрть ставитца. Такъ я
л. 134. легъ, да шубами, коцами меня о//кутоли - такъ я въспотѣлъ, такъ
полегче стало.
А въ Вифсаиде дыни, арбузы зѣло недороги; винограду на
копѣйку полу насыпать; райскихъ яблокъ 20 за копѣйку; яицъ 12
и 13 за копѣйку; съмоквѣй свѣжихъ вѣдро - копѣйку дать.
Сентебря въ 14 день, на праздникъ Возъдвижения Честнаго
Креста Господня, после полудня поидохомъ изъ Птоломаиды на
присталь Иерусалимъскую. И въ нощи приидохомъ ко граду Ио-
л. 134 об. пии, а по-турецки именован Яфа, - присталь Иерусалимъская. //