XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
185
л. 129 об. изъмѣна, да въ церквах // и проклялъ ихъ и родъ тѣхъ изъмѣнши-
ковъ. И тотъ-де въвесь род тутъ лѣжитъ: коего-дѣ ни погребуть,
а земля и выкинеть вонъ. Въвесь ихъ родъ от тѣхъ поръ тутъ кла-
дутъ; так-де бывало ужасъ от нихъ: мимо пройтитъ нѣлзя, что жи-
выя лежать. А когда-де патриархъ Иерусалимъски ехолъ въ Царь-
градъ и тутъ-дѣ к намъ заехалъ, так-де стали ево граждане
молить, чтобы ихъ разрѣшилъ. Так-де патриярхъ Досифѣй прогово-
рилъ над ними молитву разрѣшалъную, так-де они и поразсыпо-
л. 130. лись". И жихомъ во Акрѣхъ 4 дъни. //
И поидохомъ еще выше. А нам силно печално, что насъ раизъ
не вѣдеть къ пристани Иерусалимъской. Да нечто здѣлаешъ,
коли ему не въ путь! Онъ все наровить, какъ назадъ пойдеть во Еги-
петъ. И добывахомъ мы проводниковъ, кто бы проводил насъ до
Иерусалима. Такъ нам сказали, что ни по какому образу етем-де
путемъ не пройдешъ от араповъ. Α всѣго ходу 4 дни, да нелзя. Увы
да горѣ! А хочетца во Иерусалимъ, чтобъ к Возъдвижениеву дню,
да уже такъ промыслъ Божий бысть.
л. 130 об. А в тѣ поры во Иерусалимѣ неда//вно были арапы, было вѣсь
Иерусалимъ разорили. Горко было намъ. Мы уже у раиза проша-
лись, чтобы насъ отпустилъ: въ тѣ поры корабль шолъ да
пристали. А онъ намъ сказалъ: "Что петъ де спѣшите, али де мои хлѣбы
вамъ надокучили? Да еще-де будеть с васъ, не отпущу-де я васъ, не
поставивши у пристали. Сромота-де моя, что васъ на иной корабль
отпусьтить; не будетъ-де тово!" Добърой-де человѣкъ былъ
раизъ, спаси Богъ ево! Християнъская душа миленъкой былъ! Бы-
л. 131. вало, приказываеть всячину нам // давать есть и пить, возилъ нас
по морю 4 недели, и поилъ, и кормил, и за извосъ не взялъ. А
матросы что братья были, родѣли всѣ безъ выбору и добры; да,
полно, языка-то не зънали, а то бы и лутъчи тово было. Изъ Акри-
града поидохомъ въ Вифаиду-градъ и идохомъ день.
Сентебря во въ 2 день приидохомъ въ Вифсаиду-градъ. Вифса-
ида-градъ зѣло хорошъ, стоит при мори красовито, и присталь
хорошая корабелная. Тутъ мы поидохомъ во градъ; тогда про насъ
л. 131 об. сказали митрополиту, такъ митрополитъ вѣлелъ нас къ себѣ //
позвать. И мы пришли, такъ он велѣлъ сыскать толмоча и стал че-
резъ толмоча с нами говорить. Потомъ велѣлъ намъ обѣдать
дать, и мы обѣдали, рыбы было доволно. А митрополитъ родомъ
арапъ, а голова у него бърита почитай вся. Потомъ пошли мы в
церковь, митрополит тут же пришолъ. Α мѣсто у него зъдѣлано у
царъскихъ дверей меже иконъ, такъ люди на него гледять и мо-
лятца: с ыконами в рядъ, а стоитъ лицемъ на заподъ. Мы смот-
римъ: "Что, мол, ето еще за уставъ?" И нигдѣ мы такъ еще не ви-