XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
184
Тексты
и повезѣмъ!" Такъ я съталъ переманивать: "У меня, мол, денегъ
нѣтъ, раизъ, молъ, тебѣ за насъ дасть". Такъ они, сабаки, едва
повезли. А когда привезли χ кораблю, такъ насъ матросы тотъчасъ
приняли, и рухлѣдь нашу. Арапы и стали просить: "Дай тарель!"
Такъ я раизу сказалъ, что, молъ, мы имъ за работу, что рядили, то
въ Домяти наперѣдъ и дали, а они, молъ, насъ безъ денегъ и не по-
л. 127 об. везли. Такъ раизъ ухватя рочагъ да и кинулся на нихъ, а они //
и отпехнулись скорѣе от коробля да и поехали на море. Люты
собаки, злодѣи-арапы!
Авъгуста въ 24 день въ нощъ поидохомъ по морю. И
поднявши парусы: всѣ бысть вѣтръ добръ - и идохомъ 3 дъни и 3 нощи.
И бысть намъ вѣтръ доброй во Иерусалимъ, но поидохомъ мимо
выше. Нам же сказаша мотросы, что Иерусалимъ минухом, такъ
намъ тогда бысть печално и скорбно зѣло.
И тако въ 4 день приидохомъ во градъ Вътоломаиду, а турецъ-
л. 128. кое именование Акри. Градъ бывалъ зѣло хорошъ и предивъ//ной,
а нынѣ весь разоренъ от турка. Тутъ живеть митрополитъ Птоло-
маитъцкой; церковъ в немъ толко адна християнъская, а христия-
не - арапы. Добры миленкия силно до насъ были, а иныя насъ к
себѣ и въ домы зывали хлѣба есть. От того града до Фаворския
горы верстъ 30, а до Назарета верстъ 20.
Тутъ подъ тѣмъ городомъ гора Кормильская, гдѣ Илия за-
клалъ жерцовъ идолскихъ Иезавелиных. И гора зѣло узоречна,
брусомъ вошла въ морѣ, высока зѣло. Тутъ и потокъ Кисъсовъ
подъ горою, рыбы въ немъ зѣло много. Въ той полугорѣ мона-
л. 128 об. стыръ // Илии Пророка, а живуть в немъ французы, турокъ имъ
отдалъ. А от града до Кормилския горы верстъ зъ 10 черезъ за-
токъ, а около затока верстъ 20 будет. Межи града и горы великой
затокъ, тутъ корабли убѣгаютъ от туртуны въ затишие. Тутъ мы
по граду ходихомъ гулять, видели, прежнего царя какъ полатъное
бывало строение зѣло узоречно, церковь бывала Иоанъна
Богослова предивная.
А когда мы ходихомъ, и увидѣхом башни много плотей
человѣчесъкихъ не в разсыпании, цѣлы и савоны, какъ топерева
л. 129. положены. // И мы вопросихомъ старца, кой нас водить: "Что,
молъ, ето за тѣла лѣжать, что они въ цѣласти и чево ради въ та-
комъ мѣсте?" И онъ намъ сказалъ: "Дивная-дѣ вещь надъ етами
людми сотворилась, уже дѣ иныя боле трехъсотъ лѣтъ. И когда-
дѣ турокъ подъ етотъ градъ приступалъ и не възялъ, так-де изъ-
меники, похотя турку градъ здати, выстрелили писмо на стрѣле и
укозали, с которой сътароны приступить, - да и възяли градъ Пто-
ломоиду. Потомъ довѣдолся митрополитъ, что стала изъ города