XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
181
Потомъ намъ молвилъ: "Ну, нѣ печалъте-де-ся" - да насъ сталъ
хлѣбомъ кормить и по рюмке вина далъ церковнаго, такъ намъ
поотраднѣе стало. Доброй человѣкъ, миленъкой былъ етотъ игу-
л. 120. мен; грѣхъ ево добродѣтелъ забытъ! // Бывало, безъ меня пяди не
пойдет гулять ли, на бозар ли; възявъши за руку меня да и пойдеть
со мъною. "Добре-дѣ, не печался, я-дѣ уже тобою буду радѣть, во
Иерусалимъ я-де тебѣ корабль дабуду. Да не печался-де, дѣло-де
твое все будеть у менѣ зъдѣлано".
Такая бывала ужасть от араповъ, боимся зъ двора сойтить.
Страшны, ходять нагия дѣвки лѣтъ по 12, по 15 - такъ какъ не
ужасъ?! А какъ уже присмотрились, такъ и съ ними нетъ ничево.
Все сперьва, всякое дѣло дико, а потомъ осмотритца, такъ и зъна-
л. 120 об. комо // станеть. А когда мы пришли въ Палѣевшину, такъ намъ
они, тѣ казаки, бѣси показались. А когда пришли въ Турки, такъ
и ума не стало: "Вотъ, молъ, су, то-то ажио бѣси-то!" А когда съ
турками опознались, бутъто руския стали. А когда пришли вь Еги-
петъ, такъ мы смотрим на ораповъ да межу себя говоримъ: "Вотъ,
моль, су, то-то прямыя бѣси!" А хошъ и опознались, а таки, что от
бѣсовъ, опосались. Ети люди не разънилися з бѣсами и нъравами,
и поступками, и видѣниемъ, и лихостью. И слава про нихъ
л. 121. лѣ//жить во всю вселѣную, что они люди добрыя, стоять хоро-
шихъ бѣсовъ!
И тако мы стали въ Рахитѣ жить, и со орапами осматриватъся,
и по Нилу-реки гулять. Нилъ-рѣка будеть с Волгу шириною, а
бѣжить быстра и мутна. А воды щггь нелзя ни по коему образу,
такъ наливають въ сосуды да мигдалъныя ядры кладуть, такъ она
отстоитъся и хороша станеть. Α Нилъ-рѣка три месяца мутна бы-
ваеть, потомъ исчищатся станеть.
Въ Великой Ефиопии, когда у насъ бываеть зима, а у нихъ
л. 121 об. лѣто. От насъ к нимъ // солнце забѣжить, такъ у нихъ въ тѣхъ ме-
сяцѣхъ лѣто бываеть. А когда настанеть месяцъ май, такъ у нихъ
станеть зима сътановится. А от нихъ к намъ солнъце в севѣрныя
страны зайдеть, такъ у нихъ май, июнь, июль месяцы - зима, ма-
розы, снеги глубокия. А когда настанет авъгустъ-месяцъ, тогда у
нихъ приидуть дожди и зима пойдеть долой, такъ та вода полая
придеть въ Египетъ Успеньевъ день. И идеть мутна вода 3 месяца,
и рыба не ловитца в те поры; а исчиститца въ ноебрѣ, тут уже
л. 122. ловъ рыбы пойдеть въ рѣ//кѣ Нилу. А рыбы много зѣло, а рыба
все тарань, иной мало.
В Рахите по Нилу садовъ очень много и финиковъ; а финики
недороги: фунтъ по копѣйки сушеныхъ. Во Египтѣ дождя никогда
не бываеть, все рекою всю Египецкою землю напояют: въвезъдѣ