XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
18
Тексты
таковаго3 града вряд сыскать. Верхней град - вал земляной, велми
крѣпок и высокъ, а по грацкой4 стене всѣ кораулы5 стоят
крѣпкия, по сту саженъ* кораул6 от кораула7. И в день и ночь8 все
полковники ходят тихонко, досматривают, таки ли крепокъ кора-
улъ9. А ночью уснуть не дают, всѣ кораул10 от кораула11 кричат и
окликаютъ: "Кто идетъ?" Зѣло опасно блюдутъ сей град, да и на-
добѣ блюсти - прямой замокъ Московскому государству.
В Киевѣ монастырей и около Киева зѣло много, и пустынки*
л. 15 об. есть. Райския мѣста, есть гдѣ // погулять! Вездѣ сады и винограды,
и по диким лѣсам все сады. Церквей каменныхъ зѣло много;
строение узорочное - тщателныя1 люди! И много у нихъ чюдотвор-
ныхъ иконъ, а писмо, кажется, иное и живописное2. Сердечная
вѣра у нихъ к Богу велика (кабы3 к такому4 усердию и простатѣ5
правая6 вѣра - все бы люди святыя были), и к нищим податливы.
Да шинки ихъ велми разорили вконецъ да курвы1, и с того8 у нихъ
скаредно силно, и доброй человекъ худымъ будетъ.
Церковь София Премудрость Божия* зѣло хороша и обрасцо-
вата, да в ней строения нѣтъ ничево, пусто, иконъ нѣтъ. А старое9
стѣнное писмо митрополитъ10-нехш* все замазал11 известью.
А у митрополита поют пение12 арганистое, еще пущи органовъ.
Старехонекъ миленкой13, а14 охочь да15 органова пѣния. В
Вѣрхнем городѣ церковь хороша Михаила Златоверхова*. В той
церкви мощи святыя великомученицы Варвары*; и меня, грѣшно-
го16, Богъ сподобилъ ея мощи лобзати.
л. 16. В Вѣрхнем // городѣ живет воевода, и полковники, и
стрелецкие полки все, а в Нижнемъ городѣ* - все мещаня, хохлы, все тор-
говыя люди. Тутъ у них и ратуша, и ряды все, и всякия1 торги.
А стрелцам в Нижнем городѣ не даютъ хохлы в лавкахъ сидѣть,
толко на себѣ всякия товары вразнос продаютъ. Утре все стрелцы
з2 горы сходятъ на Подол3 торговать, а в вечер, перед вечернями,
так оне4 на горѣ в Верхнемъ городѣ торгъ между5 себя. И ряды у
нихъ свои, товарно силно сидят. И кружало у нихъ свое, визвощи-
ки по-московски1, мясной рядъ у стрелцовъ великъ за городомъ.
В Верхнемъ городѣ снаряду зѣло много и хлѣбного припасу.
Около Киева лугами приволно, и всячинами, и овощем, и
рыбы много; и все недорого. Через Днепръ четыре8 моста живыхъ со
острова на островъ, мосты велики зѣло, а Днепръ под Киевом ост-
ровит9. А мостовщины10 берут с воза по два алтына, а с порозжей -
л. 16 об. по ишти денегъ12, а с пешего // - по копѣйки*. Α тѣ1 мосты дѣла-
ют все миленкия стрелцы. А зборная казна мостовая гдѣ идетъ,
Богъ знаетъ. А они, миленкия, зиму и осень по вся годы с лѣсу не
сходятъ, все на мосты2 лѣсъ рубять да брусья готовять, а летом на