XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
179
л. 115. Сказалися, что московъския, такъ они и отпустили. А // когда я
вышелъ на берегъ ко граду, тогда меня обступили нѣволники,
спрашивали про всячину. Ради миленкия! Дѣлають тутъ городъ,
стѣны каменыя изъ земли ведуть. Тутъ мы гуляли по городу и
всякою харчь покупали: вино и виноградъ, арбузы и дыни, и всячину
на путное шествие. Тут в городѣ много грѣкъ, и митрополит тутъ
живеть. И, пришедши на корабль, начевахомъ, и утре рано подня-
хомъ парусъ и пойдохомъ в пудъ свой.
Авъгуста въ 1 день приидохомъ в городъ Сенъбики. А въ
л. 115 об. томъ городку живуть все грѣки, а турок // нѣтъ ничего. Α всѣ
жители - корабленики до одново человѣка: когда они пойдуть на
море, такъ у них адни бабы дома останутся; а то и попы всѣ на короб-
ляхъ ходять въ промыслу, а у иныхъ попов свои корабли есть.
Городъ Сенъбики стоить на горе зѣло высоко, а за нимъ еще
вътрое горы выше. Тутъ и монастыри естъ по горамъ, да я у них
не былъ. Тутъ раизъ корабль зъ запасомъ здешнихъ жителѣй вы-
гружалъ, а они изъ Царяграда всякой припасъ годовой привезъли,
л. 116. да выгружали седмъ дьней, и таскали на себѣ на гору. // Чюдное
дѣло, каковы ихъ жены силны! Одна баба пшеницы полъ-асмины
въ мешку нѣсеть въ городъ. А такая нужда на гору итьти! Мы,
бывало, порожъженъ пойдешъ, то пятью отдохнешъ, на гору идучи,
а они без оддышки да еще боси, а коменья такия, что ножи
торчать. Мы подивилися тѣмъ бабамъ - богатыри, лихоманки! Подъ
городом заводь или присталь.
Авъгуста въ 7 день пойдохомъ ис тово города уже на
захождении солнца, а вѣтру не было ничево. И к зори бысть ветръ вѣликъ,
л. 116 об. и минухомъ градъ Родосъ. //
Городъ Родосъ жиломъ великъ зѣло, много в немъ християнъ,
много и всяково овощу. Да сказавають, что у турка другова
города такова привольемъ всяким и довольством нѣтъ, кромѣ
Египѣцкой земли, а мы к нему не пристовали. И отплыли от
города верстъ з десять, а вѣтру и не стало. Городъ Родосъ стоить на
лѣвой руки, какъ изъ Царяграда едучи.
Видѣхомъ: на острову школа грѣческая прежде сего бываху,
тутъ грѣки науки учивалися, а турокъ нынѣ не даеть тутъ учится
л. 117. грѣкомъ. //
И тово дня мы стояхомъ, вѣтру намъ не было весь день понос-
нова. А от тово мѣста морѣ пошло уже безъконечно широко:
въправо широко пошло подъ Египетъ, а вълево подъ Иерусалимъ.
А мы утре на первомъ часу подняли парусы всѣ и пойдохомъ въ
путь къ Египту. И бысть вѣтръ зѣло добръ, и плыхомъ мы тою
пучиною трои сутки день и нощь; зѣло было нужно, все блевалъ я.