XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
177
Въ Царѣградѣ лутче: от моря бываеть в нощи зѣло холодно,
а въ день прохладнѣе гораздо едринъскова; а въ Едринѣ тяжко
л. 110 об. силно // въ день, когда вѣтру не бываеть.
Градъ Едринополе стоить въ степи: полъ его - на горѣ, а
полъ - на равномъ мѣстѣ. А окладомъ и жильемъ поболши Еро-
славля. Градъ камѣнъной, строение похуже Царяграда; рядовъ
много и товарны ряды силно; мечѣтовъ много. Дворъ царьской
стоить у рѣки, въвѣсь в садахъ; рѣка под нимъ помѣнши Москвы-
рѣки да тиновата. А харчь гораздо дороже цареградъцкаго. А
черѣзъ рѣку мостъ каменъной, так же что на Москвѣ. А у моста
так же мелницы, что на Москвѣ-рѣке у насъ, толко нѣ темъ
л. Ш. перѣводомъ: у нихъ ан//бары на столбахъ, а шестерня высокая, а
на колесахъ перья набитыя; а мелеть хорошо, мы смотрѣли. А
самъ салтанъ ездилъ въ мѣчетъ въ пятницу. Тутъ патриархъ Ие-
русалимъской живѣть, мы были въ ево церкви, а в тѣ поры онъ
выехолъ въ Молдавскую землю за мйлостиною; митрополитъ
тутъ живеть. Христианскихъ грѣческихъ церквей много, жидовъ
очень много и ормянь также много. Около Едринаполя турецкому
царю приволно за зайцы ездить: много лѣсу и садовъ. Турѣцкой
царь великой трудъ даеть своимъ всѣмъ подданымъ, что он
л. 111 об. живет // въ Едринѣ: безъпрестани изъ Царяграда ездять турки,
грѣки, жиды за челобитьемъ; а кабы онъ не жилъ въ Едрине, такъ
бы такова приезду не была.
Въ Едринѣполѣ пред нашимъ приездомъ великой пожаръ
былъ, много силно выгорѣло, и стали строитца въновъ. Въ Ед-
ринѣ послѣ пожару християнскую церковь приходцкую выстроели
грѣки зѣло хорошу. Въ Едринѣполе поселянскова народу болши
цареградъцкаго. Тут уже все изъ селъ землею: хлѣбъ, и дрова, и
сѣно, и всякой лѣсъ - всѣ булами да волами привозят болгары.
л. 112. Жили мы въ Едрине/Дюли 6 дней. И въ 6 день принесли намъ на
дворъ указъ турецкой, совсѣмъ запечатанъ. Так мы нанявши
подводы да въ 7 день и поехоли. А изъвозу от Царяграда до Едрина
дали по 3 лева съ человѣка, а изъ Едрина давали мы по полътретья
левка съ человѣка.
И поидохомъ изъ Едринаполя въ Царьградъ июля въ 13 день,
и идохомъ до Царяграда также 5 дней. И въ 5-й день рано приидо-
хомъ въ Царьградъ опять въ монастырь, гдѣ стояхомъ. А въ мо-
настырѣ у насъ у рухлѣди жилъ нашъ третей братъ Лука. И та-
л. 112 об. ко мы опочихомъ; и утре // поидохомъ к Саве Венедику, онъ
нами радѣлъ. Спаси ево Богъ! А мы имъ радѣли: выправили ему
указъ къ Москвѣ ехоть, на Озовъ. И тако съ Савою мы
поидохомъ к пашѣ, чтобы паша указъ подписалъ. И ходили к пашѣ