XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
175
руку дають целовать убогимъ, а богатыя грѣки гнушаютца рукъ
поповыхъ цѣловать и ни во что ихъ ставить.
Некогда у меня было зъ греками сопрѣние о ихъ поступкавъ
худыхъ. Α прѣние у насъ было на корабли, какъ плыли изъ Егип-
л. 106. та въ Царьградъ, въ Великой постъ. И я имъ говарилъ: "Для // че-
во, молъ, вы многия турецкия поступки держите и всякия гадины
ядите?" И они мнѣ съказали: "Мы-де еще моячимъ, будто христи-
яне нарицаемся, а есть-де у насъ такия грады грѣческия, так де ни
близъ християнства не хранять, въ посты-дѣ, и въ срѣду, и въ пя-
токъ мясо ядеть и ничего-дѣ християнъства не хранять".
Июня въ 22 день поидохомъ изъ Царяграда въ Едринополѣ
для грамоты салтанъской; а ходять изъ Царяграда вь Едрино въ
понедѣлникъ да въ четверхъ, а въ выныя дни не ходять. И оти-
л. 106 об. до//хомъ двѣ мили, и стахомъ въ селѣ на приморий, а село стоить
подъ горою. Тутъ застава стоить: турки товаровъ досматривают у
торговыхъ людей. Тутъ в селѣ мость зѣло вѣликъ каменъной
чрезъ рѣку. И въ томъ селѣ ряды, что въ Царѣградѣ, со
всячиною; и строение все каменъное, и улицы каменѣмъ высланы. А та
рѣка зѣло хороша, будеть со Аку; и с той рѣки вода приведена въ
Царьградъ. И въ томъ селѣ зжидалися всѣ, стояли до вечера да и
спустилися въ ночъ. От Царяграда до Едринаполя дарога вся каме-
л. 107. немъ // выслана, а гдѣ ручей хошъ маленкой, тутъ мостъ
каменъной со возъводами. Α хлѣбъ в Турецъкой зѣмли поспѣлъ еровой
за двѣ недѣли до Петрова дни. А езъдеть всѣ въ Едрино въюками,
верхами, а тѣлегами нѣтъ, толко малое число арбами на волахъ.
Тоя же нощи минухом три села, всѣ стоять при мори. Во еди-
номъ селѣ мостъ зѣло дивѣнъ каменъной и ведѣнъ черѣзъ губу
морьскую, добрыя полверсты будеть. Въ Турецкой земли, гдѣ не
поежай, все мосты каменъныя; и селы - всѣ строение каменное,
л. 107 об. улицы все каменемъ // усланы. А воды - все по дороги пъри-
ведѣные столпы каменыя, а вода въвездѣ подъ землею изъ даль-
нихъ мѣстъ, на трехъ вѣрстахъ, на дъвухъ все столпы - нигдѣ
нужда водная не изъметь. Зѣло предивно! Воистину златое царьство
и удивлению достойно!
Того же дни приидохомъ во градъ Селиврии и тутъ стояхомъ
до вечѣра. Градъ хорошъ, з Бѣлевъ будѣть, городъ каменъной.
А постоялые дворы по дороги зѣло удивителны здѣланы: полаты
длинные с воротами; а когда въ его въедишъ, такъ по одной сто-
л. 108. роне ясли, конемъ кормъ класть, // а по другую людемъ лавки ши-
рокия подѣланы да и горнушки - что хошъ вори. Да в тѣ же стѣны
и отходы подѣланы, и воды приведены с шурупами. А хозяинъ,
чей дворъ, и рагожи принесѣть да постеля всякому человѣку.