XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
174
Тексты
когда на свѣчи нагорить светилня, тогда снявъ свѣчю с подъсвеш-
ника, да наступит ногою, да и оторветь светилню. Странно,
пощади, Господи!
14. Часовъ пред абѣднею не поють, развѣ обѣдни не будет,
такъ часы поють.
15. Патриархъ грѣческой церкви в отъкупъ отдаеть погодъно;
по 100, по 200 тарелѣй берѣть.
Въ Царѣградѣ на Богоявлениевъ день грѣки мечють въ море
кресты дрѣвянныя, а за то турку дают дачю великою, чтобы
велѣлъ въ морѣ кресты метать; и с того дни грѣческия корабли
отпущаютца на морѣ въ промыслъ. Грѣческим патриархомъ став-
л. 104. ки не бываеть, какъ // святая соборная церковъ прияла; но ставить
ихъ турецкой салтанъ: они у турка накупаютца на патриаръшест-
во дачею великою. А когда в Цареградѣ патриархъ умреть, тогда
паша цареградъской ризницу патриаръшу къ себѣ возъметь и
отпишет к салтану во Анъдреянъполъ, что патриархъ грѣческой
умеръ. Тогда грѣческия власти многия поедут во Анъдреянъполь
и тамо съ солътаномъ уговареваютьца. И кто болши дасть, тово
салтанъ турецкой въ патриархи поставить и дасть ему писмо къ
паши въ Царьградъ. И онъ, приеховши, подасть писмо паши, а па-
л. 104 об. ша возъметь с него пода//рку 3000 золатыхъ и дасть ему ризницу и
патриаршеску одежду. Мантию со источниками наденет на нѣго и
посадить на конь свой, а пред нимъ и за нимъ идуть человѣкъ
200 туракъ з дубъемъ - и тако онъ с великою помпою и пыхою
едеть до двора патриаршева.
А у потриархова двора въ тѣ поры стоять множество грѣкъ, а
власти у вратъ ожидають патриарха. И тутъ ево стрѣтять, и при-
имут его с коня под руки, и въведуть въ полату патриаршу, и сядут
с нимъ на коврахъ; и турки тут же сядут, началныя люди. И по-
л. 105. томъ принесуть имъ пипки табачныя. // Архидияконъ растянеть
пипку с табакомъ да подасть патриарху, а протодияконъ -
митрополиту, и епископомъ своимъ, и туркомъ. Потомъ въ нихъ пой-
деть столъ; а туркомъ служивымъ, янычаромъ, особой столъ; а
началныя туръки съ патриархомъ едять. Α послѣ обѣда
патриархъ станеть турок дарить: началнымъ людемъ золотыхъ по 20 и
по 30, а рядовым по 5 золотыхъ. Таково поставление бываеть
всегда греческим патриархомъ, а своими митрополиты они не ставят-
ца и дѣвъства никакова не бываеть. А сами патриархи от по-
л. 105 об. ставлѣния въ // митрополиты беруть по 3000 залатых, а съ еписку-
повъ - по 5000 ефимковъ, а съ поповъ - по 100 залотыхъ.
А потриархъ, и власти, и попы греческия рукою не благослов-
ляють никогда никого, толко руку даеть целовать; а попы толко