XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
172
Тексты
У грекъ жоны своеволны. Буде которая жонка не захотѣла с
мужем жить, пошла к патриарху, подала челобитною, что не хочю
л. 99 об. с мужемъ жить. А потриархъ призовет мужа // и станеть разъпра-
шивать; и будет не сыщеть вины за мужем и не похощеть
развести, а жена скажет: "А коли не хошъ мене развести, я шедъ да
турку же буду туркенею". А потриархъ, миленькой, и развѣдеть,
чтобы не потуръчелася. Грекомъ ни женъ, ни детей поучить, побить
нелзя за какую вину. Будеть сталъ бить, а онъ и сталъ в окно
кричать: "Хощу туръкомъ быть!" - а турки пришедъ, да и возмуть его,
и потурчать. Етакое грѣческое житие - неволная сууправа з
женами и зъ детми, а гордосьтию надъменны!
Патриархъ греческой ходить что простой старецъ, и не узна-
л. 100. ешъ, что патриархъ. А куда // греки позовут обѣдатъ, то онъ
вьзявши простой1 посохъ да и пошолъ, а за нимъ толко адинъ ди-
яконъ. Митрополиты ихъ и всѣ власти греческия по улицам, по ря-
дамъ просто таскаютца; хочъ бы на 6 денегъ чево купить, то самъ
поволокся. А старцы греческия, что стрелцы, гоняють безъ клабу-
ковъ по рядамъ, по улицамъ. А въ церкви зѣло неискусны грѣки;
и жоны ихъ къ бѣлымъ попамъ не ходять на исповѣть, всѣ къ
чорнымъ.
Грѣческия дѣти зѣло тшателны к грамотному учению, лѣтъ
по2 5 и по 6 робятка стихѣры сказывають и пѣть горазди силно,
л. 100 об. всѣ книги церковныя // учать изустно: Псалтырь, Евангелие, Апо-
столъ, Минѣи, Октай - всѣ ети у нихъ книги изустъ говорять въ
церквахъ. У грекъ жоны особѣ стоять, за решетками, - етемъ у
нихъ искусно. Α гдѣ ихъ жоны стоять, нѣтъ иконъ и перекрестит-
ца нѣчему. Грѣки, и патриархъ, и всѣ власти табакъ тянуть, и
старцы, и носовой без зазору и жены грѣческия.
Въ Царѣградѣ видѣли мы свадбы грѣческия, армянския. Въ
воскресение и въ понедѣлникъ ходить женихъ с невѣстою, рука с
рукою съсцѣпивши, а перѣд ними и за ними турки с караулу з
л. 101. дубъемъ, оберѣгають, чтобы обиды нѣ было, и // дорогу очища-
ють. Α грѣки тѣхъ турокъ многою цѣною нанимают. А перед же-
нихомъ с невѣстою малодеж скачють, пляшуть и пѣсни поють, в
ладони бьють, въ свирѣли, въ скрипицы, въ волынки играють.
А кои богатыя, такъ невѣста въ каретѣ с женихомъ.
Въ Царѣградѣ у грекъ въ Ерусалимском монастыри после
Вознесѣния Христова дни в суботу ставили въ митрополиты не
такъ, какъ у насъ на Москвѣ. Амбвона не дѣлали, толка три
стула принесли да коврами покрыли. У ставки в нихъ митрополитъ
Ираклийски былъ да два епископа, а патриарха не было. Да и не
л. 101 об. ставить онъ никого: ни поповъ, // ни дияконовъ - все присылаеть