XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
171
А церковь у грековъ что простая храмина, нѣ узнаешъ: кре-
стовъ на нихъ нѣтъ, ни звону. Противъ воскресения ходитъ че-
ловѣкъ по улицам да кричить, чтобы дашли да церкви. А потри-
архъ греческий по вся годы отдаеть церкви на откупъ; а беретъ за
церковь по 200 тарелѣй и по 150; а что годъ, то переторшка: кто
болши дасть, тому и отдаеть, хошъ два тареля передасть, тому и
отдаеть. У нихъ и митрополитъ митрополита съсаживаеть: далъ
л. 97 об. лишнее да и взялъ епархию. Такъ у нихъ много безь//мѣсныхъ
митрополитовъ и поповъ; попы такъ таскаютца по бозару, живуть
въ Цареграде да собакъ бьють, ходя по улицам. Етаковы греки-
ты постоянны; хуже они босурманов дѣлають, какъ церквами
Божиими торгують!
Греки крестовъ на себе не носять, и в хоромах у нихъ икон
нетъ. А с турками во всемъ смесилися и зело поробошены: какъ
турокъ идеть улицею, то все ему грекъ лутчее мѣсто вѣзде
уступаете а гордостию еще-таки дышуть! А турки те - добрые люди,
что еще милостиво поступают надъ такимъ непокоривым родомъ.
л. 98. Кабы да грекамъ Богъ такъ попустил // турками владеть, отнюдъ
бы такъ греки туркамъ свободно не дали жить - всѣхъ бы в
работу поработили. Таковы греки непостояны и обманчивы; толко ми-
лыя християны называютца, а слѣду благочестия нетъ! Да откуду
имъ и благочестия възять, от турка? И книжной печати у нихъ
нѣтъ. А книги грекомъ печатають въ Венѣцыи, а Венецыя па-
пежъекая, и папа - головный врагъ християнской вѣре. Как у нихъ
быть благочестию и откуда взять? Каковы имъ не пришлюдь
книги из Вѣнецыи, такъ они по нихъ и поють. Уже и такъ малым
л. 98 об. чимъ разнились сь папежницы; а что // пьють, ядять - то все с
ними въместѣ; да и въ церковь, мы сами видели, что папежцы з
греками ходять, а грѣки къ папежцам - такъ недалеко от соединения.
Грѣки, нравы и поступки, внѣшния и духовныя, - всѣ с турец-
каго перѣводу. Головы голят, тафии носять; в шапкахъ в церкъ-
вахъ Богу молятца и другъ другу в шапкахъ кланяютца, с кушинъ-
цами во отходъ ходят да анъфедрон моють, рубаху в штанахъ
носят - все то по-турецки. Нравы и поступки всѣ босурманския, а что
прежния ихъ бывали нравы християнския, тѣхъ у нихъ отнюдъ и
л. 99. слѣду нѣтъ. Турки милости//вѣя грекъ, и жиды нравы лутчи ихъ.
Неволникъ у турка в семь лѣт отживаетца, а когда умеръ турок -
такъ хошъ и в годъ свободитца; и у жида неволникъ также в семь
лѣтъ свобождаетца. А у грекъ, хошъ самъ издохнетъ, а на волю
не пустить. Таковы грѣки милостивы! Α гдѣ случитца неволнику
уйтить от турка да к грѣку в руки попадеть, а онъ опять ево пре-
дасть турчину или на каторгу.