XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
169
но добр, радѣлъ о нашемъ походѣ: корабль намъ до Египта сыс-
калъ, грамотки в свои монастыри довалъ, кои по египецким стра-
намъ (такъ намъ по тѣмъ грамоткамъ от тамошных игумновъ
добро было), и во Иерусалимъ к намѣстнику грамотку писалъ, та
грамотка много намъ добра здѣлала. И тотъ намѣстьникъ зѣло
л. 93. меня любилъ: хлѣбъ // и вино присылывалъ и за трапезу часто зы-
валъ - доброй человѣкъ и смирьной.
В самое Свѣтлое воскресение на вечерни тѣм же подобием вы-
ходъ былъ съ Евангелиемъ, а игуменъ крестъ держалъ. Также
цѣлование было, и греки игумену денги довали тѣм же подобиемъ,
что на завтрени; да у грекъ и во всю Светлую неделю после
службы бываеть целование, что и на праздникъ.
В понедѣлникъ на Свѣтлой недѣли ходили грѣки на гору
гулять, много было грѣкъ и турокъ. А то гулбища патриархъ у
турка откупаеть толко на три дни на Светой недели и даеть турку по
л. 93 об. 1000 ефимокъ. // А гуляють толко да полъдня, а то турки изъбива-
ют доловъ, кричать грекомъ, ходя з дубъемъ: "Гайда, гайда, далов-
де пошли!" Тутъ бывают со всяким овощемъ. Α тѣ ефимки
патриархъ у нихъ же по церквамъ збираеть, старосты выбраны да съ
яшиками по церквамъ ходять. Греки на Свѣтой же недели ходять
по улицамъ, по монастырямъ с мѣдвѣди, с козами, з бубнами,
скрипицами, с волынками да скачють и пляшуть. Взявши за руки
20 человѣкъ и 30 да такъ верѣницами, по дворамъ, по
монастырямъ ходя, скачуть да пляшут, а грѣки денги дають. И къ потриар-
л. 94. ху, и къ // митрополитомъ ходять, а они, миленкия, имъ денги
дають, виномъ поять. Безъчинно ето у грѣкъ силно, у туракъ та-
коваго нѣтъ бесчиния. У грекъ, когда бываеть месяцу первое
число, то все ходят попы со святою водою по домамъ, по кѣльямъ, по-
кропять да цвѣтъ по окнамъ тычють: малодушные греки етимъ
цвѣткамъ, и турки какъ есть малыя младенцы.
О церковномъ уставѣ греческом, какъ поють и говорять, и
какъ въ церквахъ стоять, и како сами крестятца, и како младен-
л. 94 об. цовъ крестять, и всякая поступка, вънѣшнея и духовная. //
Въ началѣ церковнаго пѣния греки, когда приидутъ въ цер-
ковъ, такъ они шапокъ не снимають. Станеть въ стойлѣ (во
всѣхъ церквахъ у нихъ стойлы подѣланы), а стоять в стойлахъ
лицѣмъ не ко иконам, но на сторану, к стенѣ, другъ ко другу
лицѣмъ, да такъ и молятся - не на иконы, но на стену, другъ ко
другу. И такъ во всю службу стоять в шапкахъ; толка сниметь,
какъ с переносомъ выдуть да кенанишная "Аллилуйя" пропоють,
да и то тафей не скидають. А крестятца страмно: руку на чело
възмахнет, а до чела далеча не данесѣть да и отпустит к земли;