XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
168
Тексты
постъ толко дважды едять рыбу: на Благовѣщение Пресвятыя
Богородицы да въ Вербное восъкресѣние. А дураку законъ не
писан: волно, кому хочь, мясо есть. Игуменъ молвилъ: "Для чево-де
у васъ в среду и в пятокъ рыбу едять?" И я сказалъ, что у насъ, хто
доброй человекъ да постоянной, тот отнюдъ въ среду и в пятокъ
рыбы нѣ есть. У грѣкъ толко ета добродѣтель мотаетца, что въ
Великой постъ рыбы нѣ есть, а что тобакъ и въ Великую пятницу
из рота не выходить и въсякую гадину ядять.
Въ Царѣградѣ въ Вербное воскресѣние церковь всю выстила-
л. 91. ли мась//личнымъ вѣтвиемъ и монастырь въвесь; и на заутрени с
тѣми же масьличъными вѣтми стояли. После литоргии игуменъ
звалъ меня опять к себѣ обѣдать, и грѣкъ было много. Тут послѣ
обѣда грѣки всѣ съмотрѣли нашъ указъ государевъ и рѣчи кое-
какие были про турка.
Въ Царѣградѣ подъ Свѣтлое воскресение стояли мы в
заутрени въ церкви в монастыри Иерусалимъскомъ. Въ вечеръ в суботу,
в часъ ночи, собралисъ въ церковь грѣки да по мѣстамъ и сели.
Потомъ стали честь Деяния апостолъское, чли по пѣремѣнам.
И когда прочли, начали полуношницу пѣть, а канонъ пѣли со ир-
л. 91 об. мосомъ на 6. // Пропѣвъ полуношницу да сѣли. Потом игуменъ
взялъ свещи да и пошолъ грекомъ раздовать, а за нимъ старецъ
носить блюдо. И греки игумену давали за свѣчи иной червонной,
а иной тарелъ, иной орлянку, посьлѣдней тюлть; а убогия - тѣ
съвоими свѣчами приходили. И, раздав свѣчи, подняли иконы так
же, что у насъ, вышли вонъ изъ церкви да и пошли кругъ церкви.
И пришли к церковнымъ дверѣмъ, пѣли "Христосъ воскресе".
Потомъ вошли въ церковъ, начали пѣть канонъ Пасцѣ. А
канонъ по крылосам конархистъ сказывалъ, а канонъ пѣли на 6 со
л. 92. ирмосом, а после единожды покры//вали. Потомъ пѣли стихѣры
Пасцѣ. Потомъ вышелъ игуменъ со крестом, дияконъ со Еванге-
лиемъ, да "Празникъ Воскресѣние" была икона, а четвертой
человекъ держалъ блюдо на денги. Потомъ пошли греки ко иконамъ и
стали цѣловатца со игуменомъ. И, цѣловавши, игумену на блюдо
клали кой червонной и кой тарель, иной тюлть, а иной пар 5,
послѣдней пару - а не по-нашему, чтобъ ейцо красное довать.
По целовании начали пѣть литоргию, а но абѣдни чли Евангелие.
Игуменъ стоялъ во алтари во вратахъ царскихь, а то по всей цер-
л. 92 об. кви стояли попы съ Евангелиями да такъ всѣ чли, // тово что
много было попов. А церковъ вся была настлана вѣтвми масличными,
и монастырь въвесь былъ высланъ.
И послѣ обѣдни прислалъ к намъ игуменъ блюдо пираговъ,
блюдо яицъ красныхъ и сыръ. Спаси ево Богъ, до меня былъ сил-