XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
165
товой пропости да вся и пропала: громомъ да молниею побило, три
дни тма стояла - толко человекъ остался.
А у салтановъ турецкихъ всѣ жены руския, а туркенъ нѣтъ.
Дворцы царския у турка около моря вездѣ подѣланы поземныя
толко узорочисьты, над водою сады и около дрѣва кипарисовыя.
А по тѣмъ у него дворцамъ2 все жоны живуть. Суды у туракъ пра-
выя: лутчева турка, сь християнином судима, не помилуетъ. А кой
л. 84 об. у нихъ судья покривить или что мзды возмет, // такъ кожу и зде-
руть, да соломою набъють, да в судейской полатѣ и повѣсять -
такъ новой судья смотрит. А въ Царѣградѣ турецкой салтанъ не
живеть, но все вь Едринѣполѣ, а тутъ боится жить от янычаръ.
У нихъ янычары своеволны: пашу ли, полковника лъ, хошъ малую
увидять противность, такъ и удавять. И часты бунты бывають от
янычаръ^ и при насъ былъ.
Въ Царѣградѣ турки и всюду носять платья зелѣное и
красное, а грѣкомъ и жидомъ не вѣлять. Жиды все носять платье
черное да вишневое, а грѣки также иные красное носять, толко
л. 85. зелѣного // не дадуть носить турки ни жидом, ни грѣкомъ. Москов-
ския люди, когда прилучатся въ Царѣградѣ, носять невозбранно
зелѣное пълатье. Въ Царѣградѣ и по всей Турецкой области
живуть иностраные люди, то горачъ на всякой годъ беруть по 5 таре-
лей с человека. Кто не приедѣть въ ево землю, со всѣхъ береть,
толко с московскихъ людей не бѣруть: в перемирном договорѣ
такъ положено. А с ково возъмуть горачъ, такъ значикъ дадут,
печатку. Такъ всякой человѣкъ съ собою печатку и носить,
а горачники-турки въвездѣ по улицам ходять да досматривають
л. 85 об. печатокъ. А у ково // нѣтъ печатки, такъ горачь и возмут; и с
потриарха, и с митрополита, и со старъцовъ со всѣхъ беруть -
нѣтъ никому спуску.
ОПИСАНИЕ ГРЪЧЕСКАГО УСТАВА И ПОСТУПАКЪ ВЪНЪШНИХЪ
И ДУХОВНЫХЪ, И ΚΑΚΟ ОНИ С ТУРКАМИ
ВЪ СОЕДИНЕНИИ ПРЕБЫВАЮТ, И КАКИХЪ ОНИ ПОСТУПАКЪ
ТУРЕЦКИХ ДЕРЖАТСЯ
Въ праздникъ Благовѣшениева дъни игуменъ того монастыря,
гдѣ я стоялъ, звалъ меня въ келью к себе обѣдать и нарочно
многих звалъ грѣкъ для меня и для разговоръ со мною: о московскихъ
вѣдомастяхъ и про государя спрашивали. И когда я пришолъ в
л. 86. кѣлью, тогда // игуменъ посадилъ меня подле сѣбя; и грѣки все
сѣли, и старцы греческия, кои тутъ прилучилися. И сътали на