XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
164
Тексты
Въ Царѣградѣ денги ходят: левки, червонныя, аспры, пары;
левок ходить по 46 пары, а червонной турецкой ходит - 105 паръ,
а венѣцейской — 111 и 112; а пары болъши нашихъ копеякъ гораз-
л. 82. до; аспры ходят по 4 в пару. Въ Царѣ//градѣ все въ весъ продають,
а нѣ мерою, ни щетомъ. А дворы гостиныя все крыты свинцомъ.
Въ Цареградѣ шолкъ родитца, и всякия порчи турки сами
ткуть: комки, отласы, и бархаты, тавты - и красять всякими
разными краски. А всякие товары въ Царѣградѣ дороги, хошъ
много, для того дороги, что расходу много. И пышно ходят, не видиши
у нихъ в овчиных шубахъ или в сермяжных ковтанах*, но всѣ
ходят у нихъ въ цвѣтномъ, въ чемъ самъ, в такомъ и слуга; толка
сказывают, что нынѣ-де турки оскудѣли-де перед прежнимъ.
л. 82 об. Въ Царѣградѣ на всякъ день, кажетца, // сто караблей на день
приидеть с товаромъ, а другое сто прочь пойдет за товаромъ на
Бѣлое море и на Черное. Часто мы гулевали по каторгамъ, гдѣ
наши миленкия неволники работают. Ради миленкия, обсядут чело-
векъ 50 вкругъ да расъпрашевают, что вѣстей на Москве и во
украенскихъ городахъ и чево для государь с туркам замирился,
турок-дѣ зѣло уторопѣлъ от Москъвы, а сами, миленкия, пла-
чють. Имееть турокъ з Бѣлаго моря опасѣние. Пристали корабел-
ныя зѣло хороши. Всякия товары: хлѣбъ, вино, дрова и всякия
л. 83. припасы - въ Царьградъ все кораблями // приходять.
У туракъ болшой празникъ бываетъ после Георгиева дни.
Месяцъ въвесь постять: какъ увидят месяцъ молодой, такъ у нихъ
и постъ настанеть. А каждаго месяца праздникъ у нихъ 3 дни бы-
ваеть, когда увидятъ молодой. А на голенахъ и на катаргах все
стрельба бываеть, и в трубы играють, и в редахъ не сидять. А
постъ у них таковъ: какъ сонце взойдеть, такъ они станут
постится; а сонце зайдеть, такъ они станут есть. Во всю ношъ ядять и
блудять - такой-то у нихъ постъ! А когда у нихъ диаволской
л. 83 об. постъ тот живеть, такъ час ночи зажгуть кандила // во всѣхъ
мечѣтахъ и на столпахъ. На всякомъ столпу пояса въ три и въ
четыре кандилъ навѣшают с масломъ, такъ они до полуночи го-
рятъ; кажетца, у во всяком мечети кандилъ 50 будеть. Да такъ-то
въвесь месяцъ по ночамъ творять. Турецкия жены, завязавъ
ротъ, ходять неблажненно, и грѣческия, и жидовския, толка глаза
одни не закрыты.
Въ Царѣградѣ приволно силно по морю гулять въ коикахъ.
А извоз дешевъ; а перевощики - турки да неволники руския.
А лотки у них дороги: по 100 талерѣй, по 50 и по 60 - зѣло изряд-
л. 84. ны. А на турецкихъ голенахъ бываеть по 1000, // по 900 служи-
выхъ. Перед нашим приходомъ пошла1 голенъ туракъ къ Махме-