XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
162
Тексты
царския зѣло узорично; дворъ царской весь у садахъ, да кипоресо-
выя древа растутъ зѣло узорично. А по другую сторону Царягъра-
л. 77 об. да за морем Халкидонъ-град. Тамъ // много царскихъ сараевъ,
сирѣчь дъворцов, тутъ цари тѣшатся. А по другую сторону Царя-
града, за алиманом, градъ Калаты, велик же градъ, кругъ ево
будет верст десять. Царьградъ огибъю, какъ ево въвесь объехать,
помѣнши Москвы, да гуще жильемъ. Москъва рѣдка, а се
слободы протянулись, да пустыхъ мѣстъ многа; а Царьградъ въвесь в
кучи. И строение въсе каменное, а крыто все черепицою. А улицы
и дворы все каменем мощены; такъ у нихъ ни грясь, ни соръ от-
нюдъ не бывает: все вода въ море сносить, потому что у них ули-
л. 78. цы скатистыя; хошъ мало // дождъ прыснулъ, то все и снесѣть.
А строение у нихъ пришло от моря на гору, палата полаты выше.
А окны все - на море, а чюжихъ окон не загараживают: чесно у
них на море глядение. А строение узоричъно, и улица улицы
дивнѣе. А по улицам и по дворамъ въвездѣ растутъ дрѣва плодо-
витыя и виноградъ зѣло хорошо. Посмотришъ - райское селѣние!
А по улицам по всему граду и у мечѣтавъ въвездѣ калодези при-
ведѣны с щурупами, и ковши мѣдныя повѣшены, и корыты
камѣнныя конѣй поить.
А въ Цареградѣ турецкихъ мечѣтов, сказывают, 8000. А та-
л. 78 об. ковы въ Царѣграде // мечеты, что ихъ неможно описать, зѣло
предивныи, уже таких див во вселѣней не сышешъ! У насъ на
Москвѣ невозможно таковаго единаго мечета здѣлать, для тово
что такихъ узорочитых камней не сышешъ. А церквей християн-
скихъ въ Царѣградѣ немного, сказывают, 30 добро бы было.
Воровства въ Царѣградѣ и мошеничества отнюдь не слыхать: тамъ
за малое воровство повѣсять. Да и пъяныхъ турки не любять, а
сами вина не пъють, толко воду пьють, да кофѣй - чорною воду
грѣтою, да солоткой шербенъ, и изюмъ мочют да пъють. Въ
л. 79. Царѣградѣ редовъ // очень много, будеть перѣд московскимъ
вътрое, и по улицам всюду ряды. А товаромъ Царьградъ
гораздое товарнѣе Москвы, всяких товаровъ впятеро перед московъ-
скимъ. А гостиных дворовъ въ Царѣградѣ 70. А в мечѣтахъ
турецких всѣ столпы аспидныя да мраморныя; воды приведѣны со
многими шурупами хитро очюнъ. А когда туракъ идеть въ ме-
четъ молитца, тогда пришедъ всякой к шурупу, да умываетъ и
руки, и ноги, да и пойдеть въ мечѣтъ. Пятью туръки в сутки
молятся; колоколов у нихъ нѣтъ, но взлещи на столпъ высоко да
л. 79 об. кричить, что бѣшеной, // созываеть на молбиша бѣсовское.
А в мечѣтахъ турецкихъ нѣтъ ничево, толка кандила с маслом
горят.