XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
161
ОПИСАНИЕ ЦАРЯГРАДА:
како онъ стоить, и кое мѣсто, и какимъ подобиемъ
(и каковы къ нему приходы моремъ и земълею, и каковъ он самъ есть)
Дивный и преславны Царьград стоить между двухъ морь, на
развилинахъ у Чернаго моря и по конецъ Бѣлаго. А градъ
л. 75 об. трехъстѣной: первая у него сътѣна протянулосъ по Бѣлому //
морю, а другая стѣна - по заливѣ, а третья стѣна - от степи. А око-
ла Царяграда 21 верста. А врат у нем 20, а стрелницъ 365, а башень
12. 1 врата от церкви Бакчи - Жидовския, противъ полаты,
2 - Рыбныя, 3 - Мучныя, 4 - Дровяныя, 5 - Мучныя, 6 - Чюбалыя,
7 - Оякъ, 8 - Фенарь, 9 - Лахерна, 10 - Галать, 11 - Ависараитъ -
тѣ ворота на одной старонѣ от лимана Чермнаго моря; 12 врата -
от Едринаполя, 13 - Адринъския, 14 - Романовския, 15 - Пошеш-
ныя, 16 - Сеневрѣйския, 17 - Салагиския; 18 - от Бѣлого моря,
л. 76. Кумкапецкия, 19 - Когаргалимендинския, 20-я // - Архикопе; от
церкви Бакчи християнския двои врата на Белое море.
А именъ Царюграду седмъ: 1. Визанътия; 2. Царьградъ; 3. Бо-
гомъ царствующий градъ; 4. Константинополъ; 5. Новый Римъ;
6. Седмохолмникъ; 7. турецкое прозвание - Станбулъ.
Великий и преславный градъ стоит над моремъ на седми хол-
махъ зело красовито. И зѣло завиденъ град, по правдѣ написанъ -
всей вселѣнъней зѣнница ока! А когда с моря посмотришъ на
градъ, дакъ весь будто на длани. От моря Царьград некрепко
дѣланъ, и стѣны невысоки; а от Едринской степи зѣло крѣпко
л. 76 об. дѣланъ: въ три стѣны, // стѣна надъ стеною выше, и ровъ круг ево
копанъ да каменям выслан. А башни, или стрѣлницы, оченъ часты:
башня от башни 30 сажень или 20 сажень. А вароты уже нашихъ,
для тово что у нихъ мало тилѣжново проезду бываетъ. А въ во-
ротѣхъ у нихъ пушекъ нѣтъ, а снарядъ в них всякой на корабляхъ,
и опаска воинская вся на мори. А по земли у него нѣтъ опасения,
потому в него ни на горѣ, ни в городовых воротѣхъ нѣтъ пушекъ.
А во всѣхъ городовыхъ воротѣхъ караулъ крѣпокъ, всѣ
полковники сидять. А по улицам ходят янъчары: кто задерѣтца или
л. 77. пьяна//го увидять - то всѣхъ имають да на караулъ сводять. Въ
Царѣграде по вся ночи турчаня ездять сь янъчары и полковники
по всѣмъ улицамъ сь фанарями и смотрят худых людей; то и знакъ
буде: стрѣтилъся сь фонаремъ - то доброй человекъ, а безъ
фонаря - то худой человекъ, потом поимавъ да и сведуть.
Въ Царѣградѣ царской дворъ въ Византии стоить внутрь
града; а Византия подобенъ нашему Кремлю строение. Полаты
6. Хождение в Святую землю...