XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
160
Тексты
жены; мясо имъ набросано; дурно силно воняеть - немного не
зъблевали. А лисицы некорысны, не какъ наши; а волчонки ма-
лыя лаютъ, на насъ глядя. Потомъ показалъ нам главу единорого-
ву и главу слоновою; будет с ушат болъшой хобот его, что чрезъ
зубы висит, с великия ночвы, в человека вышина. Тут же и корко-
дилову кожу видѣхомъ. Такъ намъ поотраднее стало, что такия
диковинки показалъ.
Потомъ приидохомъ на плошедь великою, подобно нашей
л. 73 об. Красной // плошеди, да лихо не наше урядъство: вся каменем
выслана. Тутъ стоят 3 столпы: два каменых, а третей мѣдной. Единъ
столпъ изъ единаго камени вытесанъ, подобенъ башни, четверо-
уголенъ, шатромъ верхъ острой, саженей будет десять вышины, а
видъ в немъ красной с ребинами. А таково гладко выделанъ, что
какъ ни стань противу ево, что в зеркала всево тебя видно. Под
нимъ подложенъ камень, в поесъ человеку вышины, четвероугол-
ной; а на немъ положены бълиты мѣдныя подъставы; а на бъли-
л. 74. тахъ тѣхъ поставленъ столбъ хитро зѣло. Лише подивитца се//му,
какъ такъ такая великая грамада поставлена таково прямо, что ни
на перстъ никуда не похилилась, а толка лѣтъ стоить. А токая
тягость, и какъ мѣсто не погнетца, где поставленъ? А ставил-де ево
царь Константинъ; в нем же гвоздь Господень задѣланъ у земи; а
ширины онъ саженя полтора сторона, такъ он сажень 6 кругомъ.
А которой под нимъ лежить камень, и на томъ камени кругомъ
рѣзаны фигуры воинъския, пехота, конница; а выше фигуръ -
подпись кругомъ латынскимъ языкомъ да грѣческимъ; а что
л. 74 об. подъписано, и мы про то не давѣдались. А писа//но про етотъ
столпъ: когда будеть Царьградъ потопленъ, тогда толко одинъ
сей столпъ будеть стоять; и корабленики, кои приидут и станут к
тому столпу корабли привязавать, а сами будут рыдати по Царю-
граду.
Другой столпъ складенъ из дробнаго камени; тотъ плошае
гораздо, видомъ что наша въверху Ивановская колоколня; уже иныя
каменья и вывалилисъ. Да тут же стоитъ столпъ мѣдной; и на
немъ были три главы змиевы, да въ 208-мъ году тѣ главы с тово
столпа свалились даловъ, и осталось столпа якобы аршина 3 вы-
л. 75. шины. И турки зѣ//ло ужаснулись того столпа разърушению, а са-
ми-де говорять: "Уже-дѣ хощеть Богъ сие царство у насъ отнять
да иному цареви предатъ, християнскому". Сами, милыя, пророче-
ствують неволею.