XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Вторая редакция
157
ленъ. А онъ по-руски знаеть: "Ну де, отче, не печался; я-де тебѣ
дабуду кѣлию". Възявши насъ да и пошолъ до Иерусалимскаго
монастыря. Пришли на монастырь; вышелъ к намъ игуменъ и
спросилъ про менѣ у толмача: "Умѣет ли де онъ по-грѣчески?"
И толмачь сказалъ, что не умѣетъ. Такъ игуменъ молвилъ:
"Откудава-де онъ и зачемъ ка мнѣ пришолъ?" И толъмачъ ска-
л. 68. залъ оба мнѣ весь порядокъ, откуда и куда идеть. // Игуменъ
молвилъ: "То добро, готова-де у менѣ кѣлия". И тотъчасъ вѣлелъ двѣ
кѣльи очистить, а сам сидѣлъ да и вѣлелъ дать вина церковнаго.
И намъ не до питья: еще и нѣ ели, весь день пробилися то съ
турками, то с грѣками, а грѣки намъ тошнѣя турокъ стали. Такъ
намъ игуменъ поднес вина и велелъ со всею рухлѣдью приходить:
"Я-де вамъ и корабль промышлю во Иерусалимъ". Мы же ему по-
клонихомся: доброй человекъ - миленкой тотъ игумен!
Мы же шедши на пристань, гдѣ нашъ коикъ стоить с
л. 68 об. рухлѣдью, нанявши работниковъ, и пришли // въ монастырь, да и
сѣли въ кѣлии. Слава Богу, будто поотрадило! Игумен же при-
слалъ к намъ в кѣлъю трапѣзу, кушанъя и вина. Спаси ево Богъ,
доброй человекъ, не какъ патриархъ! И далъ я тому толмачю за
работу два варта. Онъ же, милѣнкой, накланелся, человекъ
небогатой; да тако ево и отпустили, а сами опочинули мало и ношь пре-
спавши.
Въ суботу 5 недели поста, игумен намъ прислалъ трапезу, и
вина, и кандию, масла древянова да сулею - в нощь зажигать. У нихъ
л. 69. таковъ обычей: по всѣмъ кѣльямъ во всю нощъ кандилы // с мас-
ломъ горять. Масло тамъ древянное дешево: фунтъ 4 дѣнги. По-
томъ стали к намъ приходить гречѣския старцы и греки. Свѣдоли
про насъ руския неволники, стали к намъ в монастырь приходить
и роспрашивать, что водитца въ Москвѣ. А мы имъ всѣ сказава-
емъ, что на Москвѣ и в рускихъ городѣхъ водится.
И в неделю 6 прииде к намъ въ монастырь Киприянъ-старецъ,
кой насъ тут поставилъ, да и говорить намъ: "Пошли-де, погуля-
емъ по Царюграду, я-де васъ повожу". Такъ мы ему ради да и по-
л. 69 об. шли. А когда мы пошли к Фенарскимъ воротамъ // и патриаршему
двору, тогда с нами въстрѣтился нашъ московской купецъ Васи-
лей Никитинъ. Мы же зѣло обрадовалися: намъ про нево сказали,
что уехолъ. А онъ себѣ намъ радъ и удивляетца: "Зачѣмъ васъ
сюда Богъ занесъ?" И мы сказали зачем, такъ онъ молвилъ:
"Хочетѣ ли погулять в Сафѣевскую церковь?" И мы стали бит че-
ломъ: "Пожалуй, повади насъ по Царюграду и пъродай намъ то-
варъ". Такъ онъ сказалъ: " Богъ-де знаеть, я-де веть еду; развѣ
дѣ я васъ сведу съ грѣкамъ с Ываномъ Даниловым; он-дѣ вашъ