XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
156
Тексты
И толмачъ ему сказалъ мои въсѣ рѣчи со стыдомъ. Такъ онъ,
милой, и пуще зардился да и молвилъ толмачю: "Да я-де у него ка-
кихъ подарковъ прошу? Не привесъ ли де онъ образовъ московъ-
л. 65 об. скихъ? Я-де у нево тово прошу." И я ему сказалъ: "Нѣтъ, молъ, //
у меня образовъ; есть, молъ, да толко про себя". Такъ онъ сказалъ
толмачю: "Нѣтъ-де у меня ему кѣлии. Пойди-де въ Синайской
монастырь: там-де ваши москоли церковь поставили, там-дѣ ему и
кѣлию дадутъ". Такъ я плюнувши да и с лѣсницы пошолъ, а онъ
толмачю говорить: "Опятъ бы де онъ ка мнѣ не приходилъ, не
дам-де ему кѣлии!" Етакой миленъкой патриархъ, милость какую
показалъ надъ странным человѣкомъ!
Такъ, су, что дѣлать? Мы и пошли с потриархова двора;
да сѣдши въ коикъ, да поехоли въ Синайской монастырь. Пришли
л. 66. ко игу//мену, и толмачь сталъ говорить, что пришол-де с Москвы
калугеръ а проситъ-де кѣлии да времѣни посидѣть. Тотъ, милой,
себѣ възметался: "Какъ быть? Да у меня нѣтъ кѣлии порожней;
инъ бы де ево во Иерусалимской монастырь отвели, готово-де
тутъ къстати: онъ-дѣ во Иерусалимъ идеть, так де ему тамъ
игуменъ и кѣлию дасть".
И я подумалъ в себѣ: "Да, милѣнъкая Русь, не токмо
накормить или мѣста не дать, гдѣ опочить с пути! И таковы-та грѣки
милостивы: въ кои-та вѣки одинъ старецъ забрѣлъ - инъ ему ме-
л. 66 об. ста нѣтъ; а кабы десятакъ-другой, // такъ бы и готово - перепуга-
лися! А какъ сами, блядины дѣти, что мошеники, по вся годы къ
Москвѣ человекъ по 30 волочютца за милостиною, да имъ
на Москвѣ-та отводять мѣста хорошия да и кормъ государевъ.
А, приехавъ къ Москвѣ, мошеники плачють пред государемъ, и
предъ властьми, и предъ бояры: "От турка насилиемъ оттягчены!"
А набравъ на Москвѣ денѣгъ да приехавъ въ Царьградъ, да у
патриарха иной купить митрополитство. Так-то они всѣ дѣлають, а
пълачють: "Обижены от турка!" А кабы обижены, забыли бы
л. 67. старъцы простыя носить рясы луда//нъныя, да комчатыя, да су-
конныя по три рубли аршинъ. Напрасно милѣнъкова турка тѣ
старцы грѣческия оглашають, что насилуетъ. А мы сами видѣли,
что имъ насилия ни в чемъ нѣтъ, ниже въ вѣре. Все лгуть на
турка. Кабы насилѣны, забыли бы старцы въ луданыхъ да в комча-
тыхъ рясахъ ходить. У насъ такъ и властѣй зазирають, луданъную
кто надѣнеть, а то простыя да такъ ходять старцы. А когда къ
Москвѣ приедуть, такъ въ каких худыхъ рясахъ таскаютца.
На первое возъвратимся. Что потом будеть, увы да горѣ!
л. 67 об. Незънаемо, // что дѣлать. Стоить тутъ старецъ, имя ему Кипри-
янъ; тотъ, миленкой, умилился на меня, видить онъ, что я печа-