XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
154
Тексты
става въ юмруку, да велю-де роспись привести, да посмотрю: буде-
дѣ что малоя дѣло, так-де поступлюся, а что де много, такъ-де не-
лзя не възять".
И присътавъ-турчинъ сѣлъ в коикъ да и поехалъ на другую
сторону въ юмруку; а мнѣ турчинъ велѣлъ сѣсть тутъ. Такъ и по-
мешкавъ с полъчаса, и приставъ приехалъ, подалъ товару рос-
л. 61. пись. И юмручей, // прочетши роспись, сказалъ толъмачю: "Не бу-
детъ-де тово, что не възятъ пошлину: много-де товару". И толъ-
мачъ долго с нимъ спирался: "Онъ-де въсего отступитца, а не
дасть ни аспры! Онъ-де поедетъ да Едрина, до самого салтана!"
Спаси ево Богъ! Много с турчиномъ бился, что съ собакою. И
турчинъ сказалъ: "Нелзя-де, что не възять хошъ половину, 10 та-
релѣй". И онъ ему сказалъ: "А то де какова аспра, такъ де аспры
не дасть!" И турчинъ расмѣялся да молвилъ: "Лихой-де попасъ,
ничего не говорить, а ты-де шумишъ!" А онъ ему сказалъ: "А по-
л. 61 об. пасъ-де что языка не знаеть и вашихъ // поступакъ, так де ему что
говорить? Я то все Знаю, что говорить." Я, су, что пешъ делать,
сталъ бить челомъ, чтобы отдалъ. Такъ он разъсмѣялся да
сказалъ: Έ, попасъ, гайда, гайда, пошолъ, да велю отдать!" И велѣлъ
писмо написать да тѣхъ юмрукъчеевъ, чтобы товаръ попасу
отдали. И я сталъ говарить толмачю, чтобы онъ пожаловалъ такое
писмо на товаръ, чтобы ни въ Царѣградѣ, ни по пути на городахъ,
ни во Египтѣ, ни во Иерусалимѣ - гдѣ ни будеть с нами тотъ
товаръ, чтобы с него юмруку не брали. И толмачь сталъ мои рѣчи
л. 62. ему говорить, такъ // онъ расмѣялся да велѣлъ подъячему память
написать да и запѣчататъ.
И мы възявши того же пристава с памятью да и поехоли на ту
сторону. И пришли въ юмрукъ, а они, сабаки-турки, въ тѣ поры въ
мечетъ молится в самыя полдни пошли, такъ мы ихъ ждали. И
когда пришолъ юмручей, такъ приставъ подалъ память, чтобъ
товаръ отдалъ. И онъ память прочелъ, а самъ, что земля, сталъ чо-
ренъ и велѣлъ отдатъ. Да в честь юмручей да жиды выпросили у
менѣ 5 казицъ въ подарки, а не за пошлину. И туть я далъ приста-
л. 62 об. ву десять алтынъ за ево // работу; много и трудовъ было: дъважды
ездилъ въ юмрукъ, а въ третѣй с нами. И тако мы възявши товаръ
да и поехали на свой кораблъ. И приставши къ кораблю, и разъп-
лотилисъ съ раизомъ за извозъ, да и поклалисъ въ коик всю
рухледъ.
И повезъ насъ Карнильюшка къ потриаршему двору. И
вылезши ис каика мы съ нимъ двое, а протчия братия въ койку
остались, а мы пошли на потриаршей дворъ. И толмачъ спросилъ
у старца: "Гдѣ-де патриархъ?" И старѣцъ сказалъ, что дѣ пат-