XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
148
Тексты
л. 47. конъца знаю". А какъ поехалъ, // такъ ничево не знаетъ, да бѣга-
етъ, и въспрашиваетъ; ошибался миленкай много. После уже
повинился: "Я-де тою дорогою однова отроду проехалъ, и то де лѣтъ
зъ 12". А какъ миленъкой полно насъ датощилъ? Да, слава Богу,
таки доволоклись до Голацы. Спаси ево Богъ!
И тутъ мы, идучи, видели горы Венъгерския славныя: зѣло
высоки, подобны облакамъ. И мы тѣмъ горамъ подивихомся, что
намъ необычно такихъ горъ видѣть, а на нихъ снѣгъ лежитъ.
А откудова мы тѣ горы видѣхомъ, и вопросилъ языка: "Долече ль
л. 47 об. тѣ горы?" И онъ намъ // сказалъ: "Добрымъ-де конемъ бежать
3 дни до нихъ". И намъ зѣло дивно стало: а какъ видится от
Москвы до Воробъевыхъ горъ, кажется и древа тѣ на нихъ можно сче-
сти. Зѣло удивителъныя горы! Аминь.
Марта во 12 день, уже часъ нощи, приидохомъ въ Голацы и
выпросихомся у волошенина начѣватъ, и онъ пустилъ насъ.
И утре рано пошелъ я до попа рускова, а то никто и языка ру-
скова не знаеть. Такъ попъ пожаловалъ и велѣлъ намъ к себе1
л. 48. перѣехатъ. Такъ мы со всѣмъ и перЪехали2 да и стали у попа, //
а рухледъ склали в ызъбу: нужно у миленкихъ, и хороминки
особъной нетъ. Потомъ намъ стали сказывать, что есть-де
корабли въ Царьградъ. И мы зѣло обрадовалися и стали конѣй продо-
вать. А сказали, что севодъни карабли поидуть, такъ за
безъцѣнакъ лашедѣй отдали и телѣги: не до тово стала, толко бы
с рук спихать; такъ земле ноеть, путь надоелъ, помянуть ево не
хочется. И когда опросталисъ от лошедей, и пошли корабли
нанимать. И нашли корабль грѣческой, христианской, и уговорились:
л. 48 об. съ человека по левку до Царяграда. И раизъ приказал // намъ до
свѣта на корабль со всем приезъжать.
Градъ Голацы - неболшая городина, да славенъ корабелною
присътанью, а то разоренъ въвесь от турка и от татаръ. Монасъ-
тырѣй много и хароши, а толка по старцу живутъ, подъданыя ца-
реградъскихъ монастырей. И въ церквахъ пусто, а церкви узореч-
ныя, каменъныя; и кресты на церквахъ есть, и колокола малыя, по
два колокола. Град Голацы стоить на Дунай-рѣке, на брегу на
л. 49. лѣвомъ боку. Въ Голацахъ вино дешева и хлебъ, // а кормъ
лошадиной дорогъ: сена ад ной лошади на сутки на два алтына мало.
Дунай-река широка, и быстра, и глубока у берѣга, и крутоберегова, с
берѣгами вровень идеть вода. В Голацахъ рыба дешева: свежей со-
занъ - дать великой алтынъ, и осетры недороги. И Дунай-рѣка
рыбна, что Волга, много рыбы.
Марта въ 14 денъ часа за два до свѣта въклавши рухледь въ
телѣги и съехали на брегъ χ корабълю. А корабленики уже гото-